Январская экономика России явно опохмелилась чем-то нехорошим после новогоднего застолья. И хотя многие будет сетовать на малое количество рабочих дней в месяце, официальные данные говорят об обратном. В январе страна трудилась 17 дней, в марте и феврале таковых будет 20. Так что не так уж мал рабочий январь в сравнении с другими месяцами.
Самое главное внимание — индексу промышленного производства. К сожалению, начало года оказалось наихудшим за последние несколько лет.
В январе промышленное производство в России сократилось на 0,2% в годовом выражении. Это ниже роста в 1%, который ожидали аналитики, согласно консенсус-прогнозу Bloomberg, и ниже роста в 0,8%, который ожидали в банке HSBC. В месячном выражении промышленное производство в январе сократилось на 18% без корректировки на эффект сезонности.
В спаде виновата обрабатывающая промышленность — ее рост полностью остановился. Автомобилестроение демонстрирует сокращение выпуска, у металлургов тоже все падает. Темпы роста добывающей промышленности замедлились с 2% в декабре до 0,9% в январе. Сектор инфраструктуры в январе показал спад в 3,9% после падения на 10,1% в декабре.
В ближайшие месяцы наиболее вероятный сценарий — стагнация обрабатывающей промышленности, если спрос на уголь, металлы и удобрения со стороны мировой экономики не увеличится.
По остальным макроиндикаторам картина еще хуже. Инвестиции в сравнении с январем 2013 г. упали на 7% — это худший результат с января 2010 г. Темп роста розницы замедлился до 2,4% — это тоже четырехлетний минимум. С той только разницей, что в 2010 г. экономика восстанавливалась после кризиса и розничные продажи росли ежемесячно, а инвестиции ежемесячно сокращали разрыв с уровнем предыдущего года.
Реальные доходы населения упали на 1,5%, номинальный рост зарплат (8,7%) был ниже только в 2009 г. При этом безработица даже сократилась — на 0,2% в сравнении с декабрем.
ЦБ нанес 2 мощных удара по потребителям — основному локомотиву экономики, затеяв расчистку банковского сектора и девальвировав рубль. Банки стали сокращать кредитование и ужесточать условия выдачи кредитов. А население — забирать деньги из мелких и средних банков и нести их в крупные государственные. За декабрь прирост депозитов был минимальным за 13 лет, и почти полностью пришелся на Сбербанк. За январь — сократился с учетом курсовой переоценки на 3,1% — это даже сильнее, чем в январе 2009 г. (-2,4%) — в разгар кризисной девальвации рубля.
Обвал инвестиций, торможение потребительского спроса и снижение реальных располагаемых доходов населения — все складывается в самый вероятный сценарий «стагнация». О рецессии говорить преждевременно: критерий ее наступления — сжатие экономики два квартала подряд.
Падение рубля может вызвать рост инфляционных ожиданий и, несмотря на остановку экономики, надежд на смягчение монетарной политики почти нет. Как и нет надежды на рост инвестиций. В их падение внесет вклад снижение госинвестиций, в том числе из-за завершившейся Олимпиады, и инвестиций госмонополий.
Дальнейшее сокращение роста потребкредитования, замедление индексации зарплат бюджетников приведут к торможению роста потребления. Так что впереди у российской экономики светлое будущее не просматривается.
Замерзло все, сползаем в ад — но бодрячком Татарстанстат!
Те же тенденции и в Татарстане. Опубликованные сегодня данные Татарстанстата наводят на довольно пессимистические мысли.
В Татарстане промышленное производство не упало в годовом выражении, в отличие от России. Оно просто замерло на нулевой отметке (+0,1%). В месячном выражении (по отношению к декабрю 2013 года) промышленное производство в январе сократилось на 21,6% без корректировки на эффект сезонности. Это даже сильнее российского сокращения.
По строительству падение в месячном выражении еще глубже — к декабрю 2013 года оно сократилось на 27,4%. В годовом исчислении, по отношению к январю 2013 года падение составило 3,4%. Для сравнения: январь 2012 года к январю 2011 года — рост на 5,6%.
Оборот розничной торговли по отношению к декабрю 2013 снизился почти на 25%. Несомненно, имеет место сезонный фактор, однако падение сразу на четверть — это очень тревожный показатель.
Такая же сл абая картинка и с реальными располагаемыми денежными доходами населения. В исчислении к прошлому месяцу они рухнули на 36,9%, в годовом — подросли на 2,8%.
И только в сельском хозяйстве в январе опять благостная картинка — есть рост в годовом выражении на 1,3%! Но вот есть ли доверие к этим цифрам, после того как президент Татарстана Рустам Минниханов заявил об «играх с бухгалтерией» в этой области?
Цифры экономики чем-то грустно напоминают высказывания Светы из Иваново:
«Они подняли экономику, мы стали более лучше одеваться… и не было того, что сейчас! Это очень большие достижения. В сельском хозяйстве очень хорошо… А… Стала больше земли, зааа… Ну… Я не знаю даже, как сказать… Засеивать больше земель! Ааа, вот, овощи там, рожь, вот это всё… что ещё сказать…»
Альберт Бикбов,
Руководитель аналитического отдела портала TatCenter.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: