На днях Комитет гражданских инициатив, рождённый и ведомый бывшим министром финансов России Алексеем Кудриным, открыл полезный аналитический сайт по госзакупкам «ГосЗатраты».
ГосЗатраты представляют собой автоматическую систему мониторинга, которая позволяет изучать, понимать, находить нарушения, повторно использовать данные о государственных расходах, в частности, о грантах, государственных и муниципальных контрактах.
На сайте есть региональный раздел, где можно увидеть данные и по нашей республике. Из этих данных явно видно, что более 70% всех госзаказов за последние три года получили всего 11 компаний.
41% госзакупок Татарстана — в «серой» зоне
Республика Татарстан в 2013 году занимает почетное 5 место по России по сумме госзакупок (119,8 млрд руб.). Это говорит о действительно высоком уровне госрасходов как в суммовом, так и в качественном выражении (в виде высокого удельного веса госрасходов, пропущенных через систему).
Из таблицы видно гигантское количество контрактов, прошедшее через систему за 3 года — свыше 143 тыс. на сумму около 260 млрд рублей.
Любопытно распределение по способам размещения заказов:
Способ размещения заказа | Число контрактов | Уд. Вес |
Открытый аукцион в электронной форме | 64 950 | 45% |
Единственный поставщик | 58 195 | 41% |
Результат рассмотрения и оценки котировочных заявок (гл. 5 ФЗ) | 15 735 | 11% |
Открытый конкурс | 3 951 | 3% |
Запрос котировок | 2 | 0% |
Видно, что львиная доля (86%) госзакупок исполняется через открытый аукцион в электронной форме и в виде единственного поставщика. Последняя схема, по мнению экспертов Счетной палаты РФ, несет риск реализации в «серой» зоне правоприменительной практики и закупочных технологий.
Если детализировать объемы закупок по годам, то нетрудно заметить кратный рост сумм закупок со стороны республиканского и местных бюджетов. Возьмем, к примеру, республиканский бюджет. Если в 2011 году доля госзакупок по контрактной системе составляла всего 10,5% от расходов бюджета, то уже через 2 года — 40,8%. По местным бюджетам вообще экспоненциальный рост!
Кто короли?
Но самое интересное — не в динамике роста, а, конечно же, в конкретных исполнителях госконтрактов. Здесь в Татарстане отмечена исключительно высокая монополизация. Так, через 11 организаций прошло свыше 70% от общей суммы всех госзаказов!
Так кто же является этими счастливчиками, «королями госзаказа»? Узок круг этих лиц, страшно далеки они от малого бизнеса…
Компания | Количество контрактов | сумма (в млрд. руб.) |
ПСО «Казань» | 54 | 56,1 |
ОАО «Татавтодор» | 62 | 30,7 |
ОАО «Казаньцентрстрой» | 23 | 25,5 |
ОАО «Казметрострой» | 5 | 17 |
ОАО ««Каздорстрой» | 39 | 12,1 |
ОАО «Камгэсэнергострой» | 33 | 9,6 |
«Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» | 223 | 9,2 |
ООО «Татнефтедор» | 41 | 8,6 |
ООО «СК «АК БАРС-Мед» | 71 | 4,6 |
«Татинвестгражданпроект» | 352 | 4 |
ОАО «Мосты Республики Татарстан» | 27 | 3,1 |
ИТОГО | 930 | 180,5 |
Среди этой стаи госконтрактных «акул» также есть свои лидеры. Изумительный квартет строителей (ПСО «Казань», ОАО «Татавтодор», ОАО «Казаньцентрстрой» и ОАО «Казметрострой») занимает долю 71,15%. Самые крупные контракты этой четверки так или иначе связаны с Универсиадой (не исключая при этом и других направлений).
Таким образом, в сегменте госконтрактов в Татарстане можно говорить о классической олигополии, в которой малое количество компаний контролируют большие объемы государственных средств. А олигополии характерны тем, что в ней ряд «избранных» может диктовать свои условия потребителю…
Руководитель аналитического отдела портала TatCenter.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: