«Экономика должна быть экономной, а бюджет — бюджетным!»
Именно так бы сказал, прочитав принятую на днях правительством РТ «Государственную программу Республики Татарстан по повышению эффективности бюджетных расходов на 2014−2016 годы», верный ленинец и просто замечательный человек с плохой дикцией, Леонид Ильич Брежнев.
И хотя в паспорте программы звучат приевшиеся: «повышение эффективности,. целей социально-экономического развития… обеспечения интеграции…», сам объем выделяемых на поиски «волшебного средства» для эффективности бюджетных расходов вполне тонизирует наше чиновничество — 714 млн рублей.
Российская экономика, фланирующая между Сциллой стагнации и Харибдой рецессии, внесла дополнительные драматические черточки в облагораживание бюджетных трат.
Так, Бюджетное послание президента России Федеральному Собранию и послание президента Татарстана Государственному Совету на 2014 год ставят задачу перехода к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля.
Такая в целом здравая идея повышения эффективности бюджетных трат возникла в головах у передового татарстанского чиновничества не сама по себе, а как ответ на требования конкурса, объявленного министерством финансов России.
Такие федеральные субсидии должны, естественно, софинансироваться региональными бюджетами. Для Татарстана уровень софинансирования со стороны федералов крайне низок и установлен в 2014 всего в 30%. Остальные 70% татарстанское правительство должно изыскивать само. Что примечательно — у некоторых регионов (Ингушетия, Чечня, Тыва, Камчатка и Чукотка) уровень федерального софинансирования свыше 80%.
Но с федеральными деньгами (а их ожидается пара сотен миллионов) или без оных, экономить и оптимизировать бюджетные расходы все же нужно. Какие варианты оптимизации предлагаются в Программе? Их два, и они всеобъемлющие:
- количественная оптимизация (направленная на пропорциональное сокращение бюджетных расходов; прежде всего это касается сокращения количества программ и проектов, результаты которых не дали запланированного эффекта);
- качественная оптимизация (ориентированная на достижение заданных результатов меньшим количеством средств).
А если более приземлённо, то, согласно Программе, работа будет вестись в следующих направлениях:
- обеспечение последовательного снижения дефицита бюджета;
- создание и поддержание необходимых финансовых резервов;
- сокращение кредиторской задолженности, недопущение просроченной кредиторской задолженности по расходам бюджета республики Татарстан;
- своевременное погашение и обслуживание государственного долга республики Татарстан;
- формализация процесса прогнозирования доходов бюджета республики Татарстан по основным налогам и сборам;
- оптимизация числа и объема предоставляемых налоговых льгот;
- развитие инструментов наращивания доходной базы регионального и муниципальных бюджетов.
Тоже, конечно, расплывчатые направления. Ну да и бог с ними! Давайте лучше посмотрим на распределение приближающихся к миллиарду бюджетных сумм по мероприятиям. А их немного — всего три.
Конечно, следует отметить крайнюю нераскрытость программ стимулирования муниципалитетов (с энергосбережением и профучебой еще как-то понятно), но давайте не будем судить строго — цели-то благие! Расход на миллиард, направленный на повышение эффективности расходов, несомненно, вольготно вольется в прочие расходы, которые так рады эффективно потратить чиновники.
Руководитель аналитического отдела портала TatC
enter.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: