Падение доходов по отношению к такому же периоду прошлого года в целом составило 1,1% (или 2,2 млрд рублей). Вроде бы немного, но эти проценты совершенно не отражают отрицательных тенденций, сложившихся в нашем бюджете. По статьям четко видно снижение по налогам, зависящим от добавленной стоимости — то есть зависящим от непосредственной экономической деятельности. С другой стороны, рост налоговых доходов произошел лишь там, где было директивное (внеэкономическое) повышение — например, в алкоголе и табаке.
Так, сборы налога на прибыль в нашем бюджете рухнули на 14,1% (или на 8,4 млрд рублей).
Возьмем основного кормильца нашего бюджета — нефтегазохимический комплекс РТ.
Снижение прибыли в химическом производстве составило 66%, в производстве резиновых и пластмассовых изделий — 44%. Это вызвано усилением ценовой конкуренции. В нефтедобыче прибыль упала на 4%, в нефтепереработке на 17%.
Это негативно отразилось на отчислениях в бюджет — за год отчисления нефтегазохимического комплекса в консолидированный бюджет республики снизились на 11%. Добавленная стоимость за 9 месяцев 2013 года снизилась на 2%.
Падение по прибыли было частично компенсировано повышением сборов по НДФЛ на +10,6% (или на 4,9 млрд рублей). Но повышение выплачиваемых зарплат было достигнуто внеэкономическими методами — повышением зарплат бюджетникам (врачи, учителя, военные, полиция) в ходе реализации «майских» указов Путина. Но даже это директивное повышение зарплат не может остановить падение розничного товарооборота и оборота сектора услуг, как и падения реальных располагаемых денежных доходов населения.
О негативной тенденции падения покупательного спроса населения портал TatCenter.ru писал, когда изучал итоги экономической статистики по прошлому году.
Рост поступлений по акцизам в основном связан с ростом ставок налогообложения. Его, таким образом, можно отнести на счет административного повышения акцизных ставок по алкоголю, табаку и по некоторым позициям нефтехимии, а также расширения линейки выпускаемых автомобилей на ООО «Форд Соллерс Елабуга».
Рост поступлений по налогу на имущество вызван принятием на учет основных средств и начислением на них налога на имущество по организациям, осуществляющим крупные инвестиционные проекты (в частности, «ТАНЕКО»).
Так что по доходным статьям бюджета четко видно снижение по налогам, зависящим от добавленной стоимости, и директивное (внеэкономическое) повышение поступлений других налогов и сборов.
Поэтому никого не должна обольщать небольшая цифра снижения доходов бюджета в 1,1%. Структурно по внутреннему содержанию она гораздо хуже.
Из-за плохой динамики поступлений властям пришлось жестко ограничивать расходы по наиболее крупным статьям. Чтобы компенсировать расходы на «майские» указы Путина, пришлось урезать фактические расходы по статьям «Национальная экономика» (-19,2%) и «Здравоохранение» (-5,4%). Зато резко возросли (во многом, из-за поднятия зарплат учителей) расходы бюджета на «Образование» (рост на 23,5%).
В результате таких маневров Татарстану удалось сократить расходы консолидированного бюджета всего на 2,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года (на 4,7 млрд рублей).
Незначительный дефицит бюджета (1,2 млрд рублей, или 0,6% от суммарных доходов) не должен никого расслаблять — структура падения четко говорит о том, что экономика Татарстана входит в период стагнации, а возможно, и рецессии.
Руководитель аналитического отдела
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: