Новости
05 Февраля 2014, 10:49

ГЧП — это вам не ГКЧП!

Участники совещания по развитию механизмов государственно-частного партнерства в Агентстве инвестиционного развития Татарстана заявили — время больших проектов проходит. Государству и бизнесу нужно обратить внимание именно на эту модель взаимодействия, но пойдут ли предприниматели в «бумажное море» ГЧП?

Правильное и грамотное государственно-частное партнерство может быть реализовано лишь при полной ясности и прозрачности стратегии дальнейшего развития государства.

Открывая совещание по развитию механизмов государственно-частного партнёрства, Линар Якупов, руководитель АИР РТ, выступил с докладом о текущей ситуации по развитию ГЧП в России. Он сообщил, что время больших программ, проводимых при значительных вливаниях федерального и республиканского бюджета, таких, например, как Универсиада, проходит.

Именно поэтому представляет значительный интерес реализация механизмов ГЧП. У нас в республике соответствующий закон «О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан» принят Госсоветом 7 июля 2011 года. Но говорить о том, что в рамках этого документа ведется какая-либо активная работа, еще не приходится. К слову, на федеральном уровне такой закон вообще еще не принят. Конечно, в рамках законодательства о концессии подобного рода проекты реализуются в Санкт-Петербурге, Калуге и в других городах. Но есть проблемы на пути реализации таких проектов: неясности с закладкой в бюджеты расходов и распределением рисков…

ГЧП ЗА РУБЕЖОМ

За границей государственно-частным партнерством обычно называют очень большой ассортимент бизнес-образцов и отношений. Данное понятие применяется при любых вариантах использования ресурсов частного капитала для удовлетворения общественно значимых потребностей.

Первые места в области применения всевозможных механизмов государственно-частного партнерства с уверенностью занимают такие державы, как США, Великобритания, Франция и Германия. Лидирующей по применению ГЧП является транспортная инфраструктура, второе место занимает социальная инфраструктура.

Характеризуя итоги работы Татарстана, руководитель агентства отметил, что, по предварительным данным, объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) составил 402 млрд рублей, что на 109,5\% больше предыдущего года в сопоставимых ценах.

Но этого все равно мало для реализации инвестиционных проектов в республике.

Агентство запрашивало у районов информацию о планируемых проектах в рамках ГЧП, все они откликнулись. Здесь и строительство детских садов и школ, объектов инфраструктурного обеспечения. Большим блоком также является строительство такого большого объекта, как СМАРТ Сити Казань. По нему для построения базовой инфраструктуры до конца 2017 года определена цифра порядка 9 млрд, и сегодня ведутся переговоры с различными компаниями по участию в рамках ГЧП или других вариантах. Но хочется все-таки по максимуму поработать в рамках ГЧП.

В Казани есть пример проекта, реализованного по концессионному принципу компанией «Ава-Петер», по которому клинике передается в управление на 10 лет республиканский Центр планирования семьи и репродукции. Государство обязуется закупать у частного партнера предоставляемые им услуги на долгосрочной основе, а тот, в свою очередь, несет ответственность не только за качество услуг, но и за поддержание и реновацию передаваемых ему активов.

ИСТОРИЯ ГЧП В РОССИИ

В царской России, а также в период НЭПа, такая форма ГЧП, как концессия, имела весьма широкое и эффективное применение. В 1920-е гг. концессии создавались почти во всех отраслях народного хозяйства СССР. Проектирование и строительство практически всех советских заводов, создание новых отраслей промышленности были во многом обеспечены за счет заключенных концессионных соглашений с иностранными фирмами.

Если говорить о муниципальном уровне, то только в Казани и Набережных Челнах есть информация о проработанных 361 проектах на общую сумму около 74 млрд рублей. Но из местных бюджетов возможно выделение всего лишь 1,8 млрд рублей, т. е. около 2,5\%. Это 175 объектов коммунальной инфраструктуры, 107 объектов социальной инфраструктуры, 75 объектов транспортной инфраструктуры и 4 объекта промышленной инфраструктуры.

Обращается внимание на то, что в рамках закона о ГЧП должен быть был создан Кабинетом министров республики совещательный орган по государственно-частному партнерству в регионе.

В соответствии со стандартом АСИ РФ (Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата) в республике Татарстан в середине прошлого года был создан Инвестиционный совет, рассматривающий крупные инвестиционные проекты.

Учитывая, что ГЧП — это очень важный инструмент привлечения инвестиций, мы обратились с просьбой провести в феврале этого года Инвестиционный Совет по ГЧП. Повесткой дня такого совещания должна стать выработка единых подходов различных министерств и ведомств в деле реализации ГЧП.

Как показывает практика, при реализации ГЧП около 80\% времени уходит на чисто документарную работу (договоры, соглашения, гарантии), и только 20\% времени — на саму реализацию проекта. Поэтому важно сокращение бумажной волокиты и согласованная работа всех заинтересованных сторон.

Радик Ильясов, депутат Госдумы РФ, рассказал о том, что в настоящее время в РФ разработан проект единого закона о ГЧП, который принят 26.04.2013 г. Государственной Думой ФС РФ в I чтении (Законопроект № 238 827 -6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации»).

Сегодня продолжают приниматься поправки ко второму чтению, которое должно завершиться в эту весеннюю сессию Госдумы. Над законопроектом также активно ведется работа и в Государственно-правовом управлении президента России.

Председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев высказал рекомендацию не пытаться найти инвесторов на реализацию 360 проектов, а сконцентрироваться на реализации двух-трёх серьёзных проектов, одним из которых был назван «СМАРТ Сити Казань».

«Начать нужно с чего-то посильного, — акцентировал Галеев. — Не распыляться! Реализация двух-трёх знаковых проектов позволит отработать механизм ГЧП, изучить вопросы гарантий прав собственности и возврата внесённых инвестиций. Нужно учитывать, что авторитет государства в защите прав инвесторов должен быть незыблемым», — сказал Галеев.

Линар Якупов представил участникам совещания участников Группы строительных компаний «ВИС» и фонда «RISE Capital», которые имеют многолетний опыт реализации проектов ГЧП в России, в том числе, такого известного проекта, как аэропорт «Пулково-3». Представитель «RISE Capital» Александр Дымов предложил провести в Казани обучающий семинар для представителей органов власти, в рамках которого его участники рассмотрели бы различные подходы к реализации проектов ГЧП на основании опыта ГСК «ВИС» в данной сфере.

В заключение Линар Якупов сообщил, что высказанные в ходе совещания предложения будут протокольно закреплены для дальнейшей реализации. В связи с запланированным на первый квартал заседанием Инвестиционного совета республики Татарстан вопросы, поднятые на совещании, предполагается вынести на его рассмотрение. Он также отметил важность конкретизации формулировки «государственно-частное партнёрство» в законодательных и нормативно-правовых актах республики Татарстан и поддержал предложение Александра Дымова о проведении обучающего семинара для представителей органов власти в феврале текущего года.

Альберт Бикбов

Разобраться
05 Декабря 2025, 13:46

ЦБ отменяет валютные ограничения: как это повлияет на рубль, бизнес и экспорт

С 8 декабря 2025 года россияне и «дружественные» нерезиденты смогут свободно переводить валюту за рубеж. Это решение ЦБ не только снимает давление с внутреннего рынка, но и меняет правила игры для бизнеса и экспортеров — от снижения валютных рисков до упрощения международных операций. Разбираемся, кто выигрывает, а что остается под запретом.

Отмена ограничений на переводы иностранной валюты за рубеж, анонсированная Банком России сегодня и вступающая в силу 8 декабря 2025 года, — это важный сигнал о нормализации валютного рынка и уверенности регулятора в его устойчивости. Это решение имеет масштабные последствия как для экономики в целом, так и для конкретных участников: граждан, бизнеса, производителей и экспортеров. Ниже — анализ практических последствий этого шага, основанный на текущей макроэкономической обстановке и логике регулятора.

Что это значит для экономики в целом?

Подтверждение стабильности валютного рынка
Решение снять ограничения — прямое следствие низкой волатильности курса рубля, высокой валютной ликвидности и устойчивого баланса спроса и предложения на валюту. Как отмечалось в «Обзоре финансовой стабильности» за II-III кварталы 2025 года, волатильность курса находится на минимальном уровне с 2022 года, а чистые продажи валюты экспортерами, несмотря на снижение цен на нефть, остаются стабильными.

Снятие ограничений снижает издержки по управлению валютной ликвидностью и уменьшает искажения, связанные с «теневым курсом», что положительно влияет на доверие к рублю.

Сигнал о нормализации режима капитального контроля
Это — первый крупный шаг к постепенной либерализации валютного режима. Хотя полное снятие контроля пока не происходит (ограничения сохраняются для нерезидентов из «недружественных» стран), сам факт отмены лимитов для россиян и «дружественных» нерезидентов говорит о том, что риск оттока капитала оценивается как низкий.

Это может ускорить возвращение доверия к российской финансовой системе со стороны иностранных участников, особенно из стран Азии и Ближнего Востока.

Для бизнеса и производств

Упрощение валютных операций для импортозависимых предприятий
Хотя решение касается физических лиц, оно косвенно влияет и на бизнес:

руководители, владельцы и сотрудники компаний смогут легко переводить валюту за рубеж для личных целей, без использования «серых» схем;

это снижает риски уголовной ответственности и уменьшает зависимость от нелегальных каналов, которые часто связаны с завышением импортных контрактов.

Снижение давления на внутренний валютный рынок
Ранее ограничения создавали напряжение на рынке наличной валюты и способствовали росту курсовой разницы между официальным и «черным» рынком. Теперь спрос на валюту будет легализован, что улучшит прозрачность и предсказуемость.

Для производств, зависящих от импорта компонентов (машиностроение, IT, фармацевтика), это косвенно снижает валютные риски, так как укрепляет доверие к рублю и уменьшает вероятность резких девальваций.

Для экспортеров

Уменьшение давления на «чистые продажи»
Экспортеры ранее были вынуждены активно продавать валюту на внутреннем рынке, так как у граждан и компаний не было возможности легально вывести средства. Теперь часть валютной выручки может уходить за рубеж легально, что снижает перекупленность рубля.

Это снижает риск искусственного укрепления рубля, которое давит на доходы экспортеров — особенно в нефтегазовом секторе, где уже сейчас фиксируется падение выручки из-за снижения цен на Urals (до $ 53/барр. по данным отчета).

Улучшение условий для реинвестирования прибыли
Зарубежные дочерние компании российских экспортеров (например, торговые хабы в ОАЭ, Казахстане, Армении) смогут легче получать переводы от физических лиц-бенефициаров, что упрощает управление международными структурами.

Снижение рисков для «дружественных» партнеров
Физические лица — партнеры из дружественных стран (Китай, Индия, Турция, Казахстан и др.) теперь могут свободно выводить доходы, полученные в России. Это повышает привлекательность российских активов и может стимулировать инвестиции в реальный сектор.

Что НЕ меняется — важные ограничения

Юридические лица из недружественных стран по-прежнему не могут выводить средства.

Не работающие нерезиденты из недружественных стран также остаются под запретом.

Для банков из недружественных стран разрешены только рублевые переводы через корреспондентские счета.

Это означает, что санкционное давление сохраняется, а мера направлена исключительно на стабилизацию внутреннего рынка, а не на открытие капитального счета.

Подведем итог

Снятие ограничений на переводы валюты — знак зрелости и устойчивости российского валютного рынка. Для экономики это шаг к нормализации. Для бизнеса — снижение рисков и административных издержек. Для экспортеров — снятие давления на курс рубля и улучшение условий для международной деятельности.

Однако это не означает полной либерализации. Регулятор сохраняет контроль над капиталом, но делает его более гибким и прозрачным. Это соответствует логике, заложенной в «Обзоре финансовой стабильности»: «финансовая система должна поглощать, а не усиливать шоки».

Теперь — при сохранении санкционных рисков и волатильности на сырьевых рынках — у бизнеса появляется больше предсказуемости, а у граждан — больше свободы.

Арслан Закиров

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: