Два главных правила инвестиций в Россию: цикличность (распродажа весной, ралли к концу года) и колоссальная разница в оценке «хороших» и «плохих» компаний. Эти правила сработают и в 2014 году. Сигналом к распродаже станет сворачивание программы количественного смягчения в США и, возможно, падение цен на нефть ниже психологического уровня $ 100 за баррель.
Однако потом инвесторы вспомнят, что деньги все еще печатают, пусть и в меньших количествах, низкие ставки сохранятся дольше, чем ожидалось (возможно, до 2017 года), а мировая экономика продолжает восстанавливаться. Хотя Америка останется главным драйвером для рынка, экономические новости из Китая и Европы также будут иметь большое значение.
Разница в оценке компаний будет увеличиваться: дорогие компании, показывающие рост и уважение к инвесторам, станут еще дороже, дешевые, позволяющие себе этим пренебрегать, — еще дешевле. Навязший в зубах штамп «высокие стандарты корпоративного управления» становится как никогда актуальным: истории вроде ТНК-BP, «Фармстандарта» и «Уралкалия» надолго запомнятся инвесторам.
Впрочем, даже хорошим акциям после падения нужен запуск для движения наверх.
Кто повернет ключ зажигания?
- Дивиденды. Если пять лет назад дивидендная доходность российских акций стремилась к нулю, теперь она составляет в среднем 4%. А всего через 2−3 года может вырасти до 6%: бизнес частных компаний становится более зрелым, и владельцы готовы делиться прибылью с акционерами. Лучшие в этом сегменте — привилегированные акции «Сургутнефтегаза», бумаги «Лукойла», «Газпром нефти» и «Норникеля».
- Потенциальное восстановление экономики в Европе. В последние годы российские индексы больше коррелируют с европейскими акциями, чем с котировками нефти Brent. Объяснение простое: в диапазоне $ 100−110 колебания цен на нефть не имеют большого влияния на бюджет страны и бизнес. В то же время, Европа остается крупнейшим рынком для российских компаний, а значит, их заработки напрямую зависят от того, как обстоят дела у соседей. Так что, если увидите рост экономических показателей в Европе, покупайте «Газпром» и «Северсталь».
- Рост числа публичных компаний из потребительского сектора. Если в целом российский рынок принято считать недооцененным, хорошие акции из потребительского сектора никак не назовешь дешевыми. «Магнит», «Мегафон», QIWI, Yandex — эти и многие другие компании из так называемой новой экономики России продолжают расти в цене, радовать инвесторов и занимать все более заметное положение в индексах и портфелях. Тот же «Магнит» сумел занять четвертую позицию в индексе MSCI Russia и сравнялся по рыночной капитализации с «Сургутнефтегазом». И это не конец истории — компания будет стоить еще дороже. Инвесторам стоит присмотреться и к новичкам: QIWI большинство инвесторов, работающих в России, пропустили, а стоимость компании тем временем почти утроилась. Рынку будет из чего выбирать: сейчас потребительским компаниям гораздо дешевле привлекать деньги на фондовом рынке, чем брать кредиты. Первый на очереди — ритейлер «Лента», который может разместиться уже в I квартале 2014 года.
- Консолидация в банковском секторе. Новое руководство ЦБ явно взяло курс на уменьшение числа банков в России, и это правильно. История с отзывом лицензии у Мастер-банка — начало большого тренда, а главным его бенефициаром станет Сбербанк. Кстати, его глава Герман Греф совсем недавно пообещал инвесторам удвоить активы банка за пять лет.
- Передел рынка связи. Телекоммуникационные компании долгое время были фаворитами инвесторов благодаря хорошему менеджменту и дивидендам, одно слияние Tele2 и мобильных активов «Ростелекома» приведет к росту конкуренции и снижению доходов операторов. Впрочем, индустрия останется привлекательной в среднесрочной перспективе, а значит, просто нужно найти лучшую компания для инвестирования. Ею может стать любой из трех мобильных операторов — МТС, «Мегафон», Vimpelcom. А вот государственный «Ростелеком» постарайтесь вообще руками не трогать — лучшие активы у него заберут, оставив ему лишь расходы.
Источник: Forbes.ru
Ранее на эту тему: Спорный Вопрос: что делать с деньгами в 2014?
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: