И вот уже рабочая группа Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики практически в полном составе во главе с ее руководителем — заместителем председателя правления Внешэкономбанка Ириной Макиевой прибыла в республику, чтобы на месте оценить реальность проектов, предлагаемых претендентами на госпомощь.
В конце прошлого года социологи Казанского центра аналитических исследований и разработок проводили мониторинг отношения населения республики к переживаемым экономическим трудностям. Выяснилось, что оценки челнинцев наиболее пессимистичные. 34,5 процента из них ответили «да» на вопрос, считаете ли вы кризис серьезным? В Казани таких — 25 процентов опрошенных. Почти половина челнинцев в ближайшей перспективе не верят в перемены к лучшему, в столице республики — только 13,5 процента населения и 15 процентов — в сельской местности. «Кризис затронул Татарстан сильнее, чем другие регионы» — четверть казанцев согласны с этим тезисом, в Челнах так думают 56,6 процента горожан.
Добавят ли автограду оптимизма внешние инвестиции? Многое зависит от того, как распорядиться выделяемыми деньгами, которых, кстати, ограниченная сумма. В инвестиционном фонде 10 млрд. рублей и еще столько же готово выдать бюджетных кредитов Министерство финансов РФ — это на всю страну.
Нетривиальный подход к распределению ресурсов выразился уже в том, что возглавляет рабочую группу, состоящую из высокого ранга руководителей федеральных министерств и ведомств, не правительственный чиновник, что выглядело бы вполне логичным, а банкир. Ирина Макиева сразу дала понять: примитивного дележа как бы «дармовых» 20 млрд. рублей не случится. Прежде всего, будут поддержаны уже начатые, нуждающиеся в дофинансировании проекты, которые реально повышают занятость, устраняют однобокость в развитии экономики городов.
В Набережных Челнах такие наработки есть. Их еще раз озвучил мэр города Ильдар Халиков. Только на КамАЗе для повышения конкурентоспособности продукции и выхода на новые зарубежные рынки в стадии реализации пять проектов. Это кабина последнего поколения, автомобиль с двигателем «Евро-4», создание совместных с иностранными фирмами производств переднего ведущего моста для тяжелых полноприводных грузовиков «КамАЗ-6522», раздаточных коробок двух типов, а также современной сельхозтехники.
Второе направление плана вытекает из стратегии развития города до 2015 года. В рамках государственно-частного партнерства предполагается построить завод по производству высококачественного листового стекла, индустриальный парк стройматериалов и технологий, комбинат замороженных пищевых продуктов, логистический центр «Круглое поле», запустить производство автомобильных щелочных аккумуляторов повышенной мощности. В общей сложности на этих предприятиях будут заняты 5654 человека. Еще 1490 дополнительных рабочих мест возникнет благодаря стимулированию малого и среднего бизнеса. Администрация города также надеется на то, что темпы реформы ЖКХ в нем сохранятся. В 2009 году на капремонте жилых домов, лифтового хозяйства, установке индивидуальных тепловых пунктов было занято около 5 тысяч человек.
Комплексный инвестиционный план модернизации экономики Камских Полян представил глава администрации поселка Игорь Привалов. В тестовом режиме был также заслушан доклад Ильшата Гафурова, главы администрации Елабуги, которая хотя и не попала в федеральный список моногородов, сталкивается со схожими проблемами.
В ходе обсуждения конкретных проектов Ирина Макиева постоянно подчеркивала: необходимы нестандартные подходы при поиске источников их финансирования, одновременно подсказывая «муниципалам», в двери каких кабинетов в Москве стоит постучаться. Ресурсы государства — не бездонная бочка. Внешэкономбанк как корпорация развития, безусловно, также подставит плечо городам из утвержденного Правительством страны списка. Однако те должны умерить свои аппетиты: деньги выделяются только на диверсификацию экономики и на трудоустройство высвобождаемых работников в результате ее реструктурирования.
Заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Максим Топилин без обиняков отказал Челнам в двух с лишним миллиардах рублей, запрошенных на организацию временных общественных работ. Несмотря на первый взгляд «железные» аргументы мэра Ильдара Халикова: при неполной рабочей неделе на КамАЗе — это чуть ли не единственная воз
можность сохранить на автогиганте квалифицированные кадры. При возврате к «пятидневке» в нынешних условиях на нем тотчас образуется 10 тысяч «лишних» работников.
— Но мы по закону не можем компенсировать потери в зарплате персонала предприятий! — стоял на своем заместитель министра. — Профинансировать плавную оптимизацию численности, опережающее обучение высвобождаемых работников — пожалуйста. А вы предлагаете вместо ухода от монопрофиля города его законсервировать.
Что делать? Мэров «машиноградов», пытающихся любой ценой сохранить базовую отрасль в неприкосновенности, тоже можно понять. Ведь нынешний кризис больно ударил не столько по моногородам, как таковым, сколько по отдельным отраслям промышленности — тому же автомобилестроению. Но спрос на его продукцию рано или поздно восстановится, и градообразующие предприятия снова станут локомотивами экономики.
Казалось бы тупиковую ситуацию «разрулил» первый заместитель Премьер-министра РТ Равиль Муратов, принявший участие в выездном заседании рабочей группы.
— Почему вы, обозначив неизменную численность автозавода — 46 тысяч человек, — попенял он руководителям камазовских служб, — не показали перетекание трудовых ресурсов на вновь образуемые производства? Они же станут самостоятельными юридическими лицами.
В общем, соблюсти все формальные тонкости при разработке комплексного инвестиционного плана, чтобы документ ушел в Правительство РФ, с ходу не удалось. Хотя беда невелика. Срок его подачи жестко не определен. А консультационная площадка, созданная в Министерстве регионального развития РФ, все эти дни работает с 9 утра до 9 вечера, сообщила прессе Ирина Макиева.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: