Президент Татарстана Рустам Минниханов попросил местных журналистов переключиться на трансляцию позитивной информации и не верить социальным сетям. Во вторник на итоговой коллегии республиканского агентства по печати и массовыми коммуникациям «Татмедиа» он откровенно признался, что считает негативные сообщения с экранов телевизора и страниц прессы причиной того, «что люди у нас такие нервные и недовольные».
«Мы очень мало даем позитива. И потом спрашиваем, почему люди у нас стали такие нервные и недовольные? Посмотрите любой канал — нет ни одного, где бы кого-то не убили или не ограбили. Ни одной положительной информации. Нет ни одного сообщения о том, что в стране творится. Мы говорим столько плохого, что люди, наверное, думают, что живем, как во время войны, что не совсем правильно», — сказал Минниханов.
Отметим, впрочем, что этот же вопрос поднимался президентом год назад — на аналогичной коллегии.
Претензии президента были обращены, в первую очередь, к СМИ, находящимся в структуре «Татмедиа» и получающим государственное финансирование. Так, по словам главы агентства Ирека Миннахметова, в 2013 году сумма госзаказа, размещенного в СМИ республики, составила 1,2 млрд рублей. Основную его часть власти распределили между двумя крупными республиканскими холдингами: «Татмедиа» и «ТНВ». При этом выручка «Татмедиа» составила 1,3 млрд рублей, а доля госзаказа в ней — 30%. Выручка «ТНВ» за прошедший год — 430 млн рублей, сумма госзаказа в ней — 70%.
Минниханов упрекнул «Татмедиа» и силовиков еще и в том, что информация о конфликте в селе Базарные Матаки, впервые появившаяся в соцсетях, стала темой для многих региональных и федеральных изданий. По его мнению, государство должно контролировать и этот сегмент массовой информации, и попросил журналистов перепроверять сообщения из социальных сетей.
«Социальные сети имеют огромное влияние, это мощный информационный ресурс. Они отличаются оперативностью… Но, в то же время, этот ресурс необъективен, а его часто используют для получения информации. Но, так как СМИ у нас сейчас больше настроены на критику, эта информация очень востребована. Но все должно быть проверено и донесено объективно.
Пример — последние события, которые произошли в Базарных Матаках. Даже федеральные СМИ не стали разбираться — правда это или неправда. Но здесь, конечно, и мы плохо сработали. Мы должны были вовремя реагировать. Наши правоохранительные структуры должны были проследить. Я через интернет об этом узнал — в отпуске времени побольше. Я и Ильдару Шавкатовичу (Халикову, премьер-министр РТ — прим. ред.) позвонил. Надо нам и самим интернет читать. Явный пример, где и «Татмедиа», и правоохранительные органы вовремя не среагировали, а в обществе ненужная волна пошла. СМИ с удовольствием ищут такие «жареные» факты и показывают это, что не лучшим образом влияет на ситуацию на территории Татарстана", — сказал президент.
Газетам помогут медиакиосками
На коллегии Ирек Миннахметов рассказал об основных тенденциях республиканского медиарынка. По его словам, рост объемов рекламы в интернете за минувший год составил 35%, телевидение осталось на прежнем уровне — 19%. Как на федеральном, так и на региональном рынках сейчас происходит перераспределение рекламных денег — из прессы в интернет. Все виды СМИ, за исключением прессы, показали в прошедшем году положительную динамику. Суммарный объем рынка рекламы в республике за 2013 год составил 3,3 млрд рублей, что на 16% выше, чем в предыдущем.
По данным татарстанского отделения «Почты России», подписка на печатные издания на первое полугодие 2014 года составила 326 тыс. экземпляров на федеральные издания и 1,6 млн на республиканские. Подписки на печатные СМИ в республике выросли относительно данных на второе полугодие 2013 года: тогда подписка на федеральные СМИ составляла 296 345 экземпляров, на республиканские — 1,08 экземпляров. В Татарстане на 1 тыс. человек приходит 435 изданий, что является одним из крупнейших показателей по стране.
Для распространения прессы в агентстве предлагают реализовать инвестиционный проект — поставить по городу сеть медиацентров. Планируется, что это будут медиакиоски, в которых можно будет купить газеты, журналы, книги, будет доступен бесплатный Wi-Fi, а также мож,
но будет оплатить услуги ЖКХ и штрафы.
Журналисты просят собственный кластер
Председатель Союза журналистов Татарстана Римма Ратникова в очередной раз напомнила про проблему кадров, защиту социальных прав журналистов и сложности распространения печатных СМИ и даже предложила президенту создать в регионе медиакластер, где можно было бы готовить качественных сотрудников. Президент идею частично поддержал, заговорив о программах по переобучению республиканских журналистов за рубежом, а «Татмедиа» попросил разработать долгосрочную программу развития. Раскритиковав СМИ за распространение негативной информации, в то же время Минниханов попросил у журналистов помощи в освещении не самой радостной темы — экстремизма и терроризма.
«Нас очень беспокоят вопросы, связанные с терроризмом и экстремизмом. Нужно найти место информационному противодействию. Это очень большая проблема, и без СМИ мы эти вопросы решить не можем. События, которые связаны с поджогами церквей, и все остальное — надо четко рассказать, кто в этом заинтересован. Нам очень важно сохранить в республике межконфессиональное, межнациональное согласие. Мы своими действиями должны показать, что люди, которые это делают, не должны быть в этом обществе.
Они ничего хорошего не хотят. И мы сегодня имеем полную информацию об этих людях, об этих бандитах, которые совершили эти преступления. Конечно, они будут наказаны. Вот об этом замалчивать нельзя", — сказал Минниханов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: