Новый индекс цитируемости Thomson Reuters, который учитывает работы в 10 500 ведущих мировых изданиях, показал, что российские публикации составляют 2,6% от общего их числа.
Число российских публикаций держится примерно на одном уровне с конца 1990-х, за это время количество публикаций индийских ученых выросло в 2,5 раза, китайских — в восемь раз, бразильских — в 14. Если тенденция сохранится, вскоре Россию потеснят также Нидерланды и Бразилия (2,5% и 2,1% соответственно).
Причин тому несколько. До середины 2000-х гг. Россия тратила на науку не более 1,8% ВВП, тогда как США и Франция — около 2,5%, Япония — около 3%, Индия — 3,5%. Рост госфинансирования в 2005—2007 гг. оказался временным из-за кризиса: в итоговом варианте бюджета 2009 г. расходы на прикладные и фундаментальные исследования сократились на 21% до 168 млрд руб.
Устаревшая организационная структура отечественной науки не позволяет четко обозначать приоритеты и выделять достаточные средства на ключевые дисциплины и развитие отстающих отраслей, модернизировать устаревшее оборудование. Студенты и аспиранты, побеждающие своих сверстников на международных олимпиадах, предпочитают уходить в бизнес и уезжать за границу. Отечественные ученые, работающие в иностранных университетах, за редким исключением не собираются возвращаться домой. Больше бытовых неурядиц их пугают расплодившаяся околонаучная бюрократия и необходимость уделять отчетности больше времени, чем исследованиям.
Политический истеблишмент, заявивший о необходимости модернизации страны и создании инновационной экономики, весьма специфически понимает оба этих термина. Одни пытаются вернуться к циклопическим проектам советской эпохи, другие обращают внимание на работы псевдоученых, не имеющих ничего общего с научным знанием, зато позволяющих освоить значительные бюджетные средства.
TatCenter.ru обратился к эксперту за комментарием по сложившейся ситуации.
Ахмет Мазгаров, академик, президент Академии наук РТ:
— К сожалению, написанное в этой заметке соответствует действительности. Академик РАН, регент-профессор математики Аризонского университета (США) В.Е.Захаров в статье, опубликованной 13 января в «Независимой газете», пишет еще резче о том глубочайшем кризисе, в котором находится сегодня в России наука: «худшем, чем когда-либо за 285 лет своего существования».
Но, по-моему, нельзя измерять состоятельность науки только по индексу цитируемости. Существуют, как минимум, еще два важных критерия — это число полученных патентов и число внедренных в промышленность разработок. По этим показателям, к сожалению, положение науки в России еще хуже.
Правда, в Татарстане, благодаря пониманию и серьезному отношению к науке Президента республики Минтимера Шариповича Шаймиева, дела обстоят лучше — как в плане финансирования, так и по результативности научных исследований. Большим достижением можно считать то, что объем финансирования совместных научных работ с РГНФ возрос от 2 млн. до 20 млн. рублей — по 10 млн. рублей с каждой стороны. Объем финансирования совместных работ с РФФИ был равен 10 млн. рублей, планируется увеличить его в 2010 году до 30 млн. с каждой стороны.
Академия наук Татарстана разработала «Стратегию развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года», ее утвердил Президент Республики Татарстан. Согласно «Стратегии», финансирование науки в республике должно составлять 0,2% от ВРП. Из-за экономического кризиса это важное решение отложено, но не отменено.
Хочется подчеркнуть, что, несмотря на кризис, Правительство республики нашло средство для реорганизации и капитального ремонта Института проблем экологии и недропользования Академии наук РТ. Сегодня мы имеем крепкий научно-исследовательский институт с хорошей материальной базой и высококвалифицированными научными кадрами, кстати, которые активно публикуются во многих зарубежных журналах.
В качестве примера можно привести интереснейшее фундаментальное направление, которое развивается в лаборатории экспериментальной экологии под руководством доктора биологических наук, профессора Марата Гайнутдинова — выявление физиологических и генетических механизмов адаптации нервных систем беспозвоночных животных к глобальному поте
плению климата Земли. Благодаря публикациям ученых, исследования лаборатории широко известны не только в России, но и в мире.
Публикации в международных научных журналах имеют также микробиолог О.Н.Ильинская, физик К.М.Салихов, астрофизик Н.А.Сахибуллин, историк Р.М.Мухаметшин и другие члены Академии наук Татарстана.
Теперь, что касается якобы «устаревшей организационной структуры отечественной науки». Развитие науки не может определяться организационной структурой. Вся мировая наука работает, используя классическую организацию труда: институт, во главе которого крупный, состоявшийся ученый, и лаборатории, работающие каждая по своему направлению. На мой взгляд, науке не нужны революционные изменения в структуре. Наука уже по своей природе и определению — революционное явление. И какие-то кардинальные изменения в ее структуре сейчас только мешают ее развитию. Академик Захаров пишет: «Для спасения российской науки не надо изобретать велосипед — ей следует вернуть тот статус, который она имела в советское время и продолжает иметь в мире». Не согласиться с ним трудно.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: