Закия Икрамовна, расскажите, пожалуйста, что на самом деле происходит с компанией «Элемтэ»?
— Начну, пожалуй, с того, что все клиенты нашей компании перед тем как приступить к сотрудничеству в обязательном порядке подписывают ряд документов, среди которых есть договор брокерского обслуживания, декларация о рисках
В нашем случае с проблемами столкнулись те, кто приобрел векселя, выпущенные Ипотечным агентством Республики Татарстан (ИА РТ) и Баранчинским электромеханическим заводом (БЭМЗ). Компания «Элемтэ» являлась финансовым консультантом, а также организатором вексельных программ обоих этих лиц. Причем стоит отметить, что в течение нескольких лет никаких сложностей в наших взаимоотношениях не было: все платежи векселедатели осуществляли день в день.
Но в сентябре прошлого года у БЭМЗ случился первый сбой. На заводе разгорелся серьезный конфликт между основными акционерами, вследствие которого деятельность предприятия была парализована. Причиной споров стало желание одного из владельцев предприятия продать принадлежащую ему долю без ведома своего партнера. В итоге разбор полетов перерос в корпоративную войну с отстранением директора от исполнения служебных обязанностей по инициативе держателя контрольного пакета акций. А тут еще случился и кризис, который усугубил и без того непростую ситуацию на предприятии.
Каким образом Вы прореагировали на происходящие события?
— Видя происходящее, я написала письмо в прокуратуру Свердловской области, в прокуратуру Кушвинского района, в котором находится завод. После этого на БЭМЗ провело проверку УБЭП, но состава преступления в деятельности руководства найдено не было. Затем «Элемтэ» подала иск в Арбитражный суд о взыскании с завода 53 млн. рублей долга перед векселедержателями, по которому было принято положительное решение и сейчас по нему идет исполнительное производство.
Что касается Ипотечного агентства, то большая часть клиентов, купивших его векселя, на данный момент перешла непосредственно к нему, то есть «Элемтэ» уже не является посредником в их отношениях. Исключение составляют около 10 человек.
Как получилось, что компания «Элемтэ» обязана гасить чужие векселя?
— Дело в том, что в свое время некоторые наши клиенты, желавшие приобрести векселя ИА и БЭМЗ, будучи недостаточно компетентными в финансовом плане людьми, просили нашу компанию выступить своего рода гарантом выполнения обязательств со стороны векселедателей. Мы пошли навстречу их пожеланиям и разделили солидарно ответственность за своевременное выполнение обязательств наших партнеров.
1 октября состоялось заседание Арбитражного суда Татарстана по делу о признании компании «Элемтэ» банкротом. Чем оно закончилось?
— Как мы и ожидали, никакого принципиального решения принято не было. Впрочем, уже с самого начала было понятно, что одним заседанием дело не ограничится. Очередное слушание состоится 12 ноября. К этой дате мы должны утвердить на собрании кредиторов и в Арбитражном суде программу финансового оздоровления «Элемтэ». Сейчас мы ведем переговоры с третьим лицом, которое готово предоставить нам свои активы для погашения задолженности компании перед её кредиторами.
На каких условиях?
— Будет реализована своего рода схема временного замещения. А как только БЭМЗ и Ипотечное агентство вернут свои долги, то мы рассчитаемся с третьим лицом.
А как скоро, по Вашему мнению, это произойдет?
— Разумеется, на это понадобится не один день. Ведь надо понимать, что ни строительный сектор республики, ни деятельность завода, который является градообразующим предприятием, в мгновение ока восстановить нельзя. Но прогресс в обоих случаях уже заметен. Так, ИА исправно платит купонные доходы по своим облигациям. Поэтому я надеюсь, что и обязательства по векселям оно выполнит уже скоро.
Работа Баранчинского завода тоже постепенно нормализуется. Совсем недавно мне представили Протокол о намерениях по погашению своей задолженности. Кроме того, я получила документ, подтверждающий, что банк ВТБ, которому предприятие должно 240 млн. рублей, готов реструктурировать его долги. Наконец, сдвинулся с мертвой точки и процесс поиска инвесторов, готовых приобрести 75%-ый пакет акций завода, который хочет продать основной его владелец. Директор восстановлен в должности.
Помимо этого, БЭМЗ попал в перечень российских предприятий оборонного значения, что гарантирует ему помощь со стороны властей. Потому я сейчас с уверенностью могу сказать, что все долги этого предприятия будут погашены. Впрочем, я всегда в это верила, а иначе запретила бы родной дочери и своему отцу направлять деньги на покупку векселей БЭМЗ.
А что это за история с долгами компании «Элемте» перед Банком Москвы и АКИБАНКом?
— Мы брали у этих банков кредиты под залоговое обеспечение, которым выступило наше недвижимое имущество. Разумеется, в период кризиса оно резко обесценилось. Однако здесь я бы не стала драматизировать ситуацию. Мы не отказываемся от своих долгов. Также как и все, мы являемся заложниками экономического спада.
Закия Икрамовна, давайте подытожим: имеются ли долги «Элемтэ» перед клиентами?
— Сама компания перед клиентами задолженностей не имеет. Но поскольку «Элемтэ» выступало организатором вексельной программы БЭМЗ и ИА, и несло солидарную ответственность, то существует совместная задолженность БЭМЗ, ИА и «Элемтэ» перед 47 клиентами «Элемтэ», участвовавших в вексельной программе, в размере 60 млн. рублей. При этом нужно учесть, что клиентов у компании было 2676. Долгов перед клиентами по брокерскому и доверительному управлению у нас нет.
Как Ваши клиенты отнеслись к данной конфликтной ситуации?
— Несмотря на сложную ситуацию, мы сохранили главное — доверие наших клиентов. Показательно, что подавляющее большинство наших клиентов, часть из которых верна компании уже более 10 лет, перешло в «Элемтэ-Инвест», хотя и могло рассредоточиться по конкурентам. Но этого не произошло.
А как повели себя сотрудники?
— Здесь ситуация сложилась не столь однозначно. В отдельных своих работниках я разочаровалась, в других, напротив, приобрела веру. В общем, получилось, как у китайцев: кризис оказался и испытанием, и возможностью увидеть истинное лицо людей.
Каковы на данный момент первоочередные цели, стоящие перед «Элемтэ-Инвест»?
— Самое главное для нас сегодня — это добиться введения процедуры финансового оздоровления. Тогда мы получим возможность и время для того, чтобы доказать, что «Элемтэ» — социально ответственная компания, которая всегда держит свое слово.
Кроме того, я по-прежнему борюсь за восстановление лицензии компании и своего квалификационного аттестата, которые были аннулированы Федеральной службой по финансовым рынкам.
А на какие постулаты опирается деятельность компании «Элемтэ-Инвест», которой Вы теперь руководите?
— «Элемтэ-Инвест» вобрала в себя лучшие традиции компании «Элемтэ»: внимание к интересам клиента, честность и открытость, стремление повысить финансовую грамотность населения. К услугам наших клиентов, по-прежнему, полный спектр брокерских услуг, доступ ко всем российским биржам, современный дилинговый зал, маржинальное кредитование, срочный рынок, индивидуальный подход к каждому клиенту. Мы проводим тренинги, обучаем людей азам работы на фондовом рынке, знакомим их с возможными способами приумножения капитала.
Ну и наконец, Закия Икрамовна, не могу не спросить Вас о перспективах развития ситуации на фондовом рынке?
— Традиционно финансовый год в США начинается 1 октября и завершается 30 сентября следующего года. В середине октября начнется выход финансовой отчетности американских компаний за истекший финансовый год. В связи с чем наши аналитики ожидают небольшой коррекции в рамках 10−15% от текущих уровней. Не исключено, что индекс РТС может протестировать на прочность уровень в 1000 пунктов. После достижения этих уровней, с середины ноября, возможно, начнется так называемое предновогоднее ралли, и на конец года мы ожидаем индекс РТС на уровне 1350−1400 пунктов.
Фото в тексте — сайт компании «Элемте-Инвест»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: