В комиссию правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике под руководством вице-премьера Виктора Зубкова уже направлено предложение, согласно которому ставки ввозных пошлин на легковые шины нужно увеличить с 20 до 30%, а на грузовые — с 15 до 20%. Кроме того, там содержится предложение установить технические нормативы, которые оградили бы рынок от ввоза шин, бывших в употреблении.
В свою очередь иностранные производители шин, даже имеющие производство в России, пока осторожно относятся к этой инициативе. По их мнению, протекционистские меры — это не самая правильная реакция на сложившуюся кризисную ситуацию.
Ясно, что желание «Сибур-РШ» и «Нижнекамскшины» ужесточить импорт грузовых шин в Россию объясняется желанием этих производителей окупить крупнейшие в этой области инвестпроекты, которые они реализуют в настоящее время: оба строят комплексы по выпуску грузовых цельнометаллокордных (ЦМК) шин. У «Сибур-РШ» проект оценивается в 250−300 млн. долларов (1,05 млн. шин в год), у «Нижнекамскшины» — в 500 млн. долларов (1,2 млн. шин в год).
По словам зам. гендиректора «Сибур-РШ» Игоря Караваева, из всех грузовых шин, импортируемых в Россию (на импорт приходится где-то 15−20% рынка), шины ЦМК составляют 80−90%. Это один из наиболее маржинальных сегментов, подчеркивает г-н Караваев. Весь рынок грузовых и сельскохозяйственных шин в России (за исключением легкогрузовых) холдинг оценивает примерно в 1,5 млрд. долларов в год. Представители Федеральной таможенной службы и Минтранса заявили, что возможность повысить импортную пошлину до требуемых 25% существует.
Если вопрос с повышением пошлин на грузовые шины будет решен, «Сибур-РШ» может также вновь поднять идею о повышении пошлин и на легковые шины (с 20% до 30%), отмечает И. Караваев. Этот самый большой сегмент российского рынка по стоимости (около 2 млрд. долларов), но продажи в нем сильнее всего упали из-за кризиса (на 32%). Наряду с обострившейся конкуренцией, в первую очередь с азиатскими производителями, это создает проблемы отечественным шинникам, говорит топ-менеджер.
Как отметил директор компании «Татнефть-Нефтехим» Загит Шарафеев, повышение пошлин позволит сократить долю импортных шин на российском рынке до 20—30%, добавив, что заградительные пошлины на импорт шин действуют в таких странах, как США, Бразилия, Турция, Индия и Китай. В то же время, по мнению Игоря Караваева, потребитель от повышения пошлин не пострадает. «Конкуренция на шинном рынке довольно острая, так как созданы достаточно большие мощности. Мы просим лишь небольшое увеличение, так как прекрасно понимаем, что более высокие рубежи могут быть непроходимыми, — поясняет он. — Потребитель лишь выиграет, так как у него будет свобода выбора».
Емкость российского рынка шин, млн штук
2008 г. | 2009 г. | +/-, % | |
Импорт | 21,3 | 15,3 | -28 |
Производство | 37,8 | 27,5 | -27 |
Экспорт | -8,0 | -6,6 | -17 |
Рынок | 51,2 | 36,2 | -29 |
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: