Новости
19 Августа 2009, 10:01

Однообразное меню

Мировой кризис продемонстрировал уязвимость поволжского экспорта, ориентированного на поставку сырья. Тема поэтапного расширения «экспортного меню» и стимулирования внутреннего спроса становится еще более актуальной.

Общая выручка 100 крупнейших экспортеров Поволжья по итогам 2008 года достигла отметки 25 млрд. долларов. Это почти на 36% выше результатов 2007 года. По динамике ситуация сравнима с результатами 2006 года — тогда прирост в рассматриваемом сегменте составил 38%. Практически неизменным остался и объем экспорта — около 30 млн. тонн реализованной за рубеж продукции. Показатели могли бы быть еще выше, если бы не экономический кризис.

Непотопляемое лидерство

Подавляющую долю в структуре поволжского экспорта по итогам прошедшего года заняли две группы отраслей: нефтяная и нефтегазовая промышленность, а также химия и нефтехимия. Суммарный объем двух указанных отраслей в совокупном объеме поволжского экспорта составил 83%. Доля рассматриваемых отраслей в позапрошлом году оказалась не намного, но все же меньше — около 77%. Высокие темпы динамики объема реализации экспортируемой продукции нефтегазовых компаний (более 84%) вкупе с их подавляющей долей в общей выручке поволжских экспортеров вряд ли могут вселять надежду на то, что в обозримой перспективе диверсификация поволжского экспорта будет свершившимся фактом. Скорее всего, дальше все будет происходить по уже известной схеме: «баррели в обмен на доллары».

Первое место в нашем рэнкинге традиционно занимает «Татнефть» (Республика Татарстан). Ориентированность этой НК на внешний рынок позволила ей существенно увеличить темпы реализации собственной продукции за рубеж — по итогам года они составили 86% (для сравнения, по итогам 2007 года прирост был на уровне 22%). Доля «Татнефти» в суммарной выручке крупнейших поволжских экспортеров за прошедший год возросла с 32 до 44%.

Высокие темпы в динамике выручки продемонстрировали большинство НК и компаний химии и нефтехимии. «НОВАТЕК» и «Тольяттиазот» из Самарской области увеличили объем реализации на 77 и 91% соответственно. «Балаковские минеральные удобрения» (Саратовская область) — на 208%.

Откатились

В списке отраслей, которые за прошедший год сдали свои позиции, можно назвать машиностроение. По итогам 2008 года доля рассматриваемого сегмента снизилась с 15,9 до 12,4%. Причина кроется в сравнительно невысоких показателях динамики экспорта лидера поволжского машиностроения — тольяттинского АвтоВАЗа. За год прирост составил всего восемь процентов. Следующий за АвтоВАЗом татарстанский КАМАЗ вообще продемонстрировал девятипроцентное сокращение поставок за рубеж. В конечном итоге это привело еще и к ослаблению позиций самих компаний в нашем рэнкинге: АвтоВАЗ переместился с пятой позиции на шестую, КАМАЗ — с шестой на седьмую. Слабые показатели прироста продемонстрировал и УАЗ — около четырех процентов за год. Нижегородский ТД «Русские машины» сократил объемы экспорта на 10%.

К пострадавшим следует отнести и предприятия цветной металлургии: если позапрошлый год был для них периодом поэтапного увеличения объемов экспорта, то в году прошедшем данная отрасль оказалась лежащей на боку — объем экспорта за двенадцать месяцев снизился почти на 19%. Предприятия пищевой промышленности, фармацевтики, несмотря на неплохие показатели прироста объема реализации, при невысоких количественных показателях выручки пока не вносят существенного вклада в экспортный портрет Поволжья.

Утверждать, что ориентация на сырьевой экспорт — это однозначно большой минус нашего макрорегиона, мы не станем. Вместе с тем нельзя не отметить, что высокая зависимость от поставок сырья за рубеж продемонстрировала уязвимость экономики Поволжья в период острой фазы кризиса: снижение спроса либо падение цен на продукцию за рубежом может заметно снизить рентабельность ключевых экспортеров, а вместе с тем и суммарный объем реализации. В том, что диверсификация регионального экспорта, увеличение доли, например, предприятий пищевой отрасли в общем объеме экспорта позволили бы в итоге снизить вышеописанные риски, думаем, сомневаться не стоит. Другое дело, что подобный процесс даже при самых благоприятных условиях может занять не один год.

Новости
12 Декабря 2024, 09:58

Искусственные елки к Новому году выбирают 84% казанцев

Остальные предпочитают ставить натуральные деревья.

В Казани 84% жителей предпочитают ставить дома к Новому году искусственную елку, оставшаяся часть из числа опрошенных покупает натуральные деревья. Такие данные приводит сервис «Авито Товары».

76% жителей столицы РТ хранят советские елочные игрушки. Еще 59% казанцев украшают свою елку раритетными игрушками. Более 40% казанцев ставят елку за неделю до Нового года, шесть процентов из числа опрошенных — 31 декабря.

Ранее TatCenter писал, что Казань попала в топ-5 популярных направлений на Новый год.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: