Как себя чувствует в кризис российская обувная промышленность? Оказывается, российские обувщики производят всего лишь 10% обуви, продаваемой в стране, причем из импортных комплектующих. Примечательно, что большая часть отечественной кожаной обуви шьется на госзаказ для армии и силовиков, а рост производства наблюдается по тапочкам и резиновой обуви. Так что диагноз обувной промышленности России можно поставить точный: пациент скорее мертв, чем жив, и немногие оставшиеся на плаву обувные предприятия должны очень постараться, чтобы достойно конкурировать с производителями из Китая.
Российские компании обеспечивают внутренний обувной рынок на 10%, остальные 90% — это импорт, в том числе доля контрабанды оценивается на уровне 50−60%, рассказала 11 августа в интервью «Российской Бизнес-газете» генеральный директор Национального обувного союза Наталья Демидова. При этом, по ее словам, обувь отечественного производства тоже в значительной степени «не совсем наша». «У нас еще с советских времен отсутствует инфраструктура комплектующих, то есть отсутствует производство отдельно подошв, каблуков и еще более 10 наименований деталей. Поэтому на 70−80% производство обуви осуществляется за счет импортных комплектующих», — рассказала эксперт.
Среди проблем отрасли — устаревшее оборудование, отсутствие квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена (а в обувной отрасли используется 60% ручного труда), самые низкие зарплаты по сравнению с другими обрабатывающими отраслями, причем расходы на производство большие — около 30% себестоимости продукции представляют собой плата за теплоснабжение и энергию.
Между тем, подчеркнула эксперт, за последние четверть века в Юго-Восточной Азии созданы крупнейшие центры производства обуви, где и климат теплый, и рабочая сила дешевая. Туда перенесли свое производство Германия, Италия и многие другие страны, которые всегда славились своей обувью. Правительства Китая, Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии делают ставку на обувную отрасль и создают для нее благоприятные условия: объявляют налоговые каникулы, принимают программы содействия экспорту. «В результате у нас осталось только десять процентов рынка. Это 54 миллиона условных пар в год, из которых только 23 миллиона пар — кожаная обувь», — сказала эксперт. По ее словам, из 23 млн. пар кожаной обуви — 5,5 млн. пар — это госзаказ всех видов силовых структур, еще 5 млн. пар — специальная обувь. «Населению достается очень небольшой процент», — сказала Н.Демидова.
При этом, по ее словам, объем производства отечественной обуви остается практически неизменным с 1996 года. «То есть за 12 лет роста производства кожаной обуви не произошло. Хотя общий рост наблюдается за счет тапочек, резиновой обуви», — отметила эксперт.
Бесперспективная отрасль
По словам Н. Демидовой, сейчас в российской обувной промышленности картина весьма «разномастная». «Многие предприятия существенно „просели“, но проблемы у них копились уже много лет, а есть предприятия, где производство упало всего на 2%», — сказала она. По ее словам, успешными оказались те компании, которые создали современную систему менеджмента и пользуются аутсорсингом в той же Юго-Восточной Азии. В то же время реанимировать убыточные производства вряд ли целесообразно, поскольку для этого требуются значительные инвестиции, а ни частные инвесторы, ни государство не готовы вкладывать средства в отрасль.
Не оправдались надежды и на то, что девальвация рубля, которая произошла осенью 2008 — зимой 2009 года, поможет отечественным обувщикам и приведет к импортозамещению. «Если на 70% обувь производится из импортных комплектующих, то очевидно, что на стоимость комплектующих это тоже повлияло», — объяснила эксперт.
Кроме того, Н. Демидова считает, что обувщикам не поможет и повышение пошлин на ввоз импортной обуви, о чем в последнее время раздаются призывы обувщиков. «Это предложение абсолютно экономически необоснованно и даже вредно для цивилизованного обувного бизнеса. Не только в нашей стране, но и во всем мире при повышении пошлины импорт уходит в тень», — подчеркнула эксперт. Она напомнила, что в 1996 году были резко увеличены импортные пошлины на ввоз обуви, и импортеры ушли в тень. В 2006 году пошлины были снижены на три кода товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) из пяти. В результате за последние три года легализация по тем сегментам, где сократили пошлины, увеличилась в 9−10 раз. Импорт по этим кодам в 2008 году (обувь с кожаным верхом, текстиль
ным и прочей) составил 148 млн. пар.
Относительно перспектив отрасли Н. Демидова высказалась весьма пессимистично. По ее мнению, хотя российские обувщики могут сохранить позиции в выпуске обуви в среднем и средне-низком сегменте ассортимента «осень-зима», предпосылки для наращивания производства отечественной обуви отсутствуют.
«Глупо пытаться объять необъятное. Если у тебя сосед производит почти 85% мирового объема обуви, то зачем тебе тратить силы и энергию на то, чтобы с ним тягаться?», — сказала Н.Демидова.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: