Между тем конфликт может только укрепить позиции потенциального покупателя, считают эксперты.
5 августа компания «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ) заявила о намерении расторгнуть лицензионный договор с фирмой «УТН-Восток» на право использования одноименного товарного знака и фирменной символики. Нефтепереработчик обвинил розничную сеть в самовольном использовании бренда на 118 АЗС вместо 103 и некачественном обслуживании клиентов. По мнению «Укртатнафты», это наносит репутационный ущерб, вводит в заблуждение потребителей и является «недобросовестной конкуренцией».
Руководство НПЗ заявило, что готово «в случае необходимости в судебном порядке обязать „УТН-Восток“ немедленно прекратить использование товарного знака и фирменного цвета», а также намерено обратиться в суд для взыскания причиненного ущерба. В «УТН-Восток» действия «Укртатнафты» считают «черным пиаром» и называют «неджентльменскими».
По заявлению представителей сбытовой сети, за четыре года действия договора к ним не поступило ни одной претензии от «Укртатнафты». По поводу 15 АЗС, не попавших под действие лицензионного соглашения, в адрес нефтепереработчика было направлено около 20 официальных писем, оставшихся без ответа, что было расценено «как отсутствие претензий со стороны держателя марки». Как заявил 5 августа изданию коммерческий директор «УТН-Восток» Виталий Леончук, сейчас по поводу выдвинутых претензий ведется «переписка в правовом поле». Он отметил, что его компания хотела бы сохранить партнерские отношения с «Укртатнафтой», но при отсутствии компромисса откажется от бренда в указанные в договоре сроки. Однако никаких официальных документов о расторжении лицензионного соглашения в компании пока не получали. «Для нас ничего драматического в этом не будет», — резюмировал г-н Леончук.
Под брендом «Укртатнафты» на Украине сейчас работает более 200 заправок, в том числе все АЗС «УТН-Восток», за исключением двух лодочных станций. Примечательно, что претензии «Укртатнафты» к партнеру впервые были озвучены 28 июля, на следующий день после утечки информации о переговорах ТНК-ВР (владеет Лисичанским НПЗ, Украина) и «УТН-Восток» о продаже сбытовой сети. В настоящий момент ТНК-ВР скромно представлена на украинском розничном рынке — менее 1% (44 собственные АЗС).
Но украинские аналитики не видят прямой связи между этими событиями. «Группа „Приват“, получившая сейчас фактический контроль над Кременчугским НПЗ, получает нефть от государства по аномально низким ценам — около 22 долл. за баррель. Разрыв соглашения может быть связан с желанием „Привата“ полностью получать маржу при розничной продаже бензина», — предполагает аналитик ИК «Тройка Диалог — Украина» Питер Келлер.
Не исключено, что претензии «Укртатнафты» последуют и к другим владельцам АЗС, работающим под этим брендом, говорит аналитик United Petroleum Consultants Александра Сиренко. Однако в «УТН-Восток» утверждают, что получают бензин с Кременчугского НПЗ по рыночным ценам, сохраняя право его покупки и у других структур, а лицензионное соглашение не оговаривает объемов поставок и скидок на топливо. «УТН-Восток» лишь платит фиксированную сумму за использование торговой марки на каждой заправке. Таким образом, конфликт для «Укртатнафты» экономически нецелесообразен.
Разгоревшийся спор может укрепить позиции ТНК-ВР на переговорах о продаже сети, которые, впрочем, стороны официально не подтверждают. При разрыве отношений с «Укртатнафтой» «УТН-Восток» придется самостоятельно изыскивать средства на проведение ребрендинга. Ранее представители «ТНК-ВР Украина» озвучивали планы расширения сбытовой сети под своей маркой. Неделю назад аналитики оценивали всю сеть «УТН-Восток» примерно в $ 50 млн. Но после обнародования информации о переговорах с ТНК-ВР они либо существенно затормозились, либо идут в другом ключе, говорит источник в отрасли.
Фото — сайт ukrpost.info
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: