В этом вопросе, заданном мне одним из казанских чиновников, отразилась вся суть непонимания многими представителями властных структур, смысла построения в стране гражданского общества, да и самого этого, пока еще непривычного для российского слуха, словосочетания. Конечно, можно было бы ответить ему цитатой из ежегодного Послания Президента Татарстана о том, что «заслуживают поддержки инициативы по созданию общественных советов при органах исполнительной власти и местного самоуправления». И что «правы те руководители муниципальных образований, которые уже приступили к практическим шагам в этом направлении». И такой ответ был бы чиновнику понятен — раз сверху приказали, значит — надо!
Так кому и для чего нужен Общественный совет в масштабах города или района? Что же такое «гражданское общество», о котором теперь столько говорят с разных, в том числе и самых высоких трибун? Ответ на второй вопрос лежит на поверхности — гражданское общество — это не просто скопление людей в той или иной точке планеты и не население какого-либо географического пункта. Это — общество, состоящее из граждан,
Гражданское общество — неотъемлемая часть истиной, а не придуманной демократии, и поэтому оно не может быть организовано по команде власти — сверху. Но власть, если она называется демократической и считает себя такой, обязана помочь в образовании, становлении и развитии институтов гражданского общества — в закладке того самого фундамента, на котором это общество будет построено.
Сегодня в нашей республике действуют такие институты гражданского общества как Общественная палата и общественные советы министерств и ведомств, средства массовой информации и советы местного самоуправления, набирают силу общественные советы муниципальных образований — городов и районов, общественные организации самых разных направлений деятельности. По некоторым данным, в Татарстане зарегистрировано несколько (более семи) тысяч (!) общественных организаций. Реально же действуют несколько сотен. Женские и ветеранские, спортивные и правозащитные, благотворительные и просветительские, отстаивающие интересы потребителей и интересы производственных и творческих коллективов, молодежные и религиозные, а еще многие и многие другие некоммерческие организации в определенной мере оказывают влияние на формирование общественного климата, как в своих населенных пунктах, так и в целом по республике. Но это лишь основа для формирования и развития гражданского общества.
О том, что такое общество уже есть, можно говорить только тогда, когда менталитет большинства населения изменится с минуса на плюс, то есть жизненная позиция большинства людей из пассивной превратиться в активную. Как собрать воедино огромный общественный потенциал? Как направить его на решение не только задач, стоящих перед отдельными общественными организациями, но и задач более широких, полномасштабных, касающихся всего общества? Эти вопросы, по сути, созвучны с тем, который часто задают и руководители муниципальных районов, а порой и сами общественники: для чего создаются общественные советы?
Общественный совет в муниципальном образовании (городе или районе) — это необходимый инструмент практической демократии. Это камень в фундаменте будущего гражданского общества, принципиально новый общественный институт, призванный способствовать развитию конструктивного диалога между обществом и властью и, тем самым, помогать развитию открытого, стабильного и здорового социума. Что, в свою очередь, и есть важнейший показатель успешного политического и экономического развития региона, показатель роста культуры и самосознания живущих здесь людей.
Вопрос казанского чиновника, с которого начался весь этот разговор, естественный и далеко не праздный: на самом деле, зачем Общественный совет, когда уже есть муниципальные советы, а в них работают депутаты, избранные народом. Зачем же новый «огород городить», создавая еще один «параллельный» совет? Но это вовсе и не параллель. Депутаты — власть. Муниципальные советы — органы представительной власти на местах. А власть, какой бы прогрессивной она не была, не безгрешна, она может и ошибаться, а кому-то она просто кружит голову. Власть подвержена и таким болезням как лоббирование и коррупция, а Общественный совет — это не власть. Он не может принимать решения, от которых будет зависеть, как пойдет в дальнейшем жизнь какой-то отдельной отрасли или всего муниципального образования. Но он может оценить с неравнодушной гражданской позиции, и ход реформ в отрасли, и то, насколько комфортно живется населению в данном районе или городе, он может предложить что-то изменить и что-то улучшить.
Общественный совет — не оппозиция власти и не лоббист интересов какой-либо группы людей — это советник и консультант власти, это эксперт и это — голос общественности, который должен быть обязательно услышан властью на самом верху, с тем, чтобы принять верные решения. Поэтому Общественный совет должен иметь реальную возможность «вживую» донести до тех, кто эти решения принимает, мнение самых широких слоев населения, или сделать власти общественный запрос, или озвучить перед ней назревшую социальную проблему…
Обществу не менее важно знать и реакцию власти на его запросы, знать, а чего же хочет власть, начиная те или иные преобразования, знать конечную цель задуманных властью реформ, чтобы не просто объяснить их людям, а сориентировать общество на реализацию этих планов. Иными словами, нужно сделать так, чтобы власть и общество стремились понять, понимали друг друга и помогали друг другу. Только тогда между властью и обществом возникает доверие.
Конечно, общественность может и должна предлагать власти свои инициативы, свое видение путей решения проблем. Но без Общественного совета, действующего в муниципальном образовании, сделать это гораздо труднее — кто-то же должен еще на предварительном этапе «отделить зерна от плевел». Без Общественного совета намного труднее продвигать в общество реформаторские идеи власти, расширять число сторонников этих идей, привлекать активных помощников их реализации.
Идея создания общественных советов не вызывает восторга у многих глав местных администраций. Дело в том, что в Положении «Об Общественном совете муниципального образования», утвержденном Советом муниципальных образований Республики Татарстан, содержится пункт, говорящий об общественном контроле за деятельностью органов исполнительной власти (кстати, в законе «Об Общественной палате РФ» такой пункт есть, а вот из аналогичного закона РТ этот пункт был стыдливо убран депутатами татарстанского парламента).
Противодействие созданию общественных советов руководители местных администраций зачастую объясняют так: «Ну, мы совет этот создадим, если так уж нужно, да только чем он будет заниматься…» Из-за неверия в то, что общественные структуры могут реально помочь власти в решении проблем муниципального образования, и возникают главные проблемы становления и развития гражданского общества в одном отдельно взятом городе или районе.
Из-за этого недоверия к общественникам, из-за многолетней, оставшейся с нами из прошлого, привычки решать все вопросы исключительно лишь административным путем, считая при этом, что общественники могут лишь критиковать власть буквально за все: и хорошее, и плохое, власть сама ограничивает свои возможности эффективного взаимодействия с обществом. Ведь, когда в силы общественности не верит власть, то и сама общественность рано или поздно перестает верить в то, что она еще на что-то способна…
Отсюда и такие курьезные случаи, когда в одном из районов республики Общественный совет возглавил сам глава местной администрации. Хотел-то, наверное, как лучше… А получилось, что теперь сам себе он будет рассказывать и о настроениях людей, и поддерживать сам себя, и критиковать сам себя за ошибки… В некоторых районах Общественные советы возглавили чиновники рангом пониже — руководители отделов администраций, исполкомов или советов муниципальных образований. Но суть дела от этого не меняется. Раз уже создается Общественный совет, то и возглавить его должен не чиновник, а общественник.
Справка TatCenter.ru | ||
В Татарстане действуют более 30 общественных советов муниципальных образований. Большинство из них были созданы за последние полтора — два года. Общественные советы пока не созданы в ряде сельских районов и в крупных городах: Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Зеленодольске | ||
Пример того, как должны строиться нормальные взаимоотношения администрации и общественности, есть в Аксубаевском районе. Здесь Общественный совет из 20 человек был образован в конце прошлого года. С первых же дней члены совета начали вести регулярные приемы населения, анализировать обращения граждан и выносить на обсуждение местной власти — главы администрации и Совета муниципального образования самые злободневные, волнующие людей темы. По инициативе общественников, поддержанной властями был проведен опрос более 200 человек на тему качества предоставляемых населению медицинских услуг. Члены Общественного совета не раз побывали в центральной районной больнице, в поликлиниках, фельдшерских пунктах и зафиксировали мнение граждан о работе медицинских учреждений и их персонала.
Итоги этого опроса стали предметом серьезного разговора об улучшении медицинского обслуживания аксубаевцев. Затем методом анкетирования члены этого совета изучили мнение граждан по вопросу работы районной службы ЖКХ. И вновь все полученные данные, претензии и предложения сразу же легли на стол главы муниципального района. Совет намерен провести общественные слушания с приглашением руководителей райздрава и «круглый стол» по вопросам деятельности коммунальных служб. А сегодня аксубаевские общественники пристально изучают работу районного центрального рынка. Обо всех результатах работы Общественного совета постоянно информирует своих читателей местная газета. И ни какой, заметьте, обиды или «ревности» депутатов муниципального Совета к общественникам за их «параллельную» деятельность — нет.
Новый институт гражданского общества, каким и являются общественные советы муниципальных образований, набирает силу, но он не может долго оставаться на положении незаконнорожденного дитя — нужен республиканский закон, утверждающий их правовой и статус и обязывающий, именно обязывающий местные власти помогать в становлении и развитии общественных советов. Тогда-то все «придирчивые» вопросы «зачем», «почему» и «по какому праву» общественники пытаются изменить нашу жизнь будут сняты.
Владимир Шевчук,
председатель комиссии Общественной палаты РТ
по вопросам развития институтов гражданского общества,
советник генерального директора ОАО «Татмедиа»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: