На данный момент самым популярным способом выхода в Сеть в России, безусловно, является широкополосный доступ (ШПД); по данным MForum Analytics, его доля на рынке в прошлом году составляла 70\%. Второе место занял мобильный интернет — 12\%. На диалап и беспроводной доступ (WiMAX, Wi-Fi
По подсчетам аналитиков J’son & Partners, за прошлый год объем рынка мобильного интернета в России увеличился на 65\% и достиг $ 657 млн. При этом число пользователей, к которым причисляют абонентов сотовой связи, использующих для выхода в сеть Интернет технологии WAP/GPRS/EDGE/3G, превысило 32 млн. человек, а это уже практически пятая часть всех сотовых абонентов в России.
По словам вице-президента МТС по технике Андрея Ушацкого, рынок мобильного и беспроводного интернета в России развивается динамичнее, чем рынки других дополнительных услуг: в последние годы прирост составлял более 50\%. Так, в МТС уже в 2008 году насчитывалось около 11,5 млн. пользователей WAP-сервисов и web-сетей, а объем доходов от передачи данных составил 7 млрд. рублей. Число уникальных пользователей сетей 3G ежеквартально увеличивается вдвое. И в этом году, по мнению Андрея Ушацкого, несмотря на кризис, стоит ожидать дальнейшего роста.
Быстро расширяется спектр устройств, с помощью которых можно выходить во Всемирную сеть. Постоянно обновляются линейки мобильных телефонов, поддерживающих GPRS и EDGE, а также обладающих полноценным браузером. Так, по данным исследования Profi Online Research, уже сейчас смартфонами и коммуникаторами, предоставляющими расширенные возможности доступа в интернет, пользуются соответственно 26\% и 11\% опрошенных россиян.
«Всевозможные телефоны, коммуникаторы и смартфоны — это то, что постоянно с тобой: можно зайти в чат, что-то почитать, но ведь никто не будет на таких устройствах пересылать и уж тем более создавать, например, большой документ в Word или таблицу в Excel или рисовать презентацию в PowerPoint, — считает вице-президент по стратегии и развитию компании „Комстар-ОТС“ Александр Горбунов. — В этом случае ноутбук с полноценной клавиатурой, экраном, web-браузером предпочительней». Не случайно сейчас операторы сотовой и фиксированной связи предлагают на весьма привлекательных условиях специальные USB-модемы.
Кстати, доля их владельцев от общего числа выходящих в интернет россиян, по данным MForum Analytics, за последний год выросла с 1,7\% до 2,1\%. «К концу 2011 года только в Москве активных пользователей мобильного Интернета на ноутбуках и ПК будет свыше миллиона», — прогнозирует Александр Горбунов. И, возможно, очень скоро USB-модемы как способ подключения к интернету в дороге или на даче отвоюют существенную долю рынка.
Что касается стереотипа, будто беспроводные сети гораздо хуже защищены от несанкционированного доступа, чем проводные коммуникации, то Андрей Ушацкий с этим категорически не согласен: «Такой миф родился достаточно давно и связан со стандартами сотовой связи первого поколения. Стандарты второго и следующих поколений (GSM, 3G) обладают достаточным уровнем защиты от несанкционированного доступа, порой превышающим уровень безопасности в фиксированных сетях».
Число абонентов, предпочитающих выходить в интернет через сотовые сети, будет только увеличиваться. Выросло целое поколение молодых активных пользователей, предпочитающих всегда быть на связи. Причем речь идет отнюдь не только о чатах и играх — многим мобильный интернет нужен по работе: люди не хотят быть привязанными к офисному компьютеру, телефонным или оптоволоконным линиям. Телекоммуникационной индустрии есть что предложить таким пользователям.
Современные технологии становятся доступнее. «Рост объемов рынка и числа мобильных интернет-пользователей продолжится по мере развития принципиально новых технологий, таких, например, как 3G или WiMAX», — уверен Александр Горбунов. Сетями третьего поколения (3G) сегодня пользуются свыше 300 млн. человек в 75 странах мира, качественно новые услуги начали предлагать своим абонентам и российские операторы мобильной связи.
«Строительство сетей третьего поколения для нас приоритетный проект, — говорит начальник отдела маркетинга департамента маркетинга коммерческого управления ОАО „МегаФон“ Марина Пак. — Несмотря на мировой финансовый кризис, „МегаФон“ не будет останавливать инвестиции на этом направлении. В 2009 году инвестиции в сети 3G будут не меньше, чем в 2008-м, и составят почти $ 250 млн.».
Активным развитием 3G и улучшением качества EDGE заняты и в МТС. «Мы уверены, что технология 3G получит широкое распространение и повысит эффективность ведения бизнеса во многих отраслях, упростит и ускорит обмен информацией благодаря более быстрой передаче данных, — рассказывает Андрей Ушацкий. — Поэтому мы относим к числу стратегических приоритетов интенсивное развертывание сетей третьего поколения. Потребление трафика в сети 3G устойчиво растет.
Так, в первом квартале этого года объем трафика, проходящего через сети третьего поколения в России, вырос в 3,2 раза по сравнению с четвертым кварталом прошлого года и составил 134 терабайта. Доходы от услуг передачи данных за аналогичные периоды выросли в 2,7 раза". В компании рассчитывают на сохранение высоких темпов роста потребления данного вида услуг. Сегодня более половины активных пользователей сетей 3G из числа клиентов МТС генерируют в среднем около 1 Гб трафика в месяц. Наибольший объем 3G-трафика приходится на абонентов в Сочи, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Красноярске.
В целом лидером по числу пользователей мобильного интернета в России (с учетом всех возможных технологий), по данным J`son&Partners, является московская лицензионная зона — 43\%, второе место занимает Поволжский федеральный округ — 14\%. «Так уж исторически сложилось, что развитие технологий начинается с Москвы, — констатирует Александр Горбунов, — взять хотя бы сотовую связь или широкополосный доступ». Такая же ситуация и с мобильным интернетом. По мнению эксперта, до 2012 года столичный рынок мобильного интернета будет полностью сформирован и поделен. «Если мы возьмем регионы, то культура общения по сотовому телефону там уже прижилась, — полагает Марина Пак, — теперь компаниям надо прививать культуру доступа в интернет, в том числе и с помощью мобильного аппарата».
Конечно, некоторые коррективы в развитие бизнеса, по мнению Андрея Ушацкого, может внести финансовый кризис: «Стоимость строительства сетей 3G возросла, и мы, соответственно, жестче подходим к инвестициям с точки зрения критериев окупаемости. А это, в свою очередь, заставляет предъявлять более высокие требования к проектам регионального развития сетей 3G». Увеличение сроков окупаемости проектов, безусловно, затрудняет работу компаний. Марина Пак признает: «Чтобы географически расширять поле действия, надо инвестировать во все менее и менее плотно заселенные пункты с не очень хорошей экономической ситуацией».
Но, несмотря на это, сворачивать планы по развитию региональных сетей 3G большинство игроков рынка не собираются. «Мы считаем крайне важным не останавливать строительство инфраструктуры и уверены, что на выходе из кризиса это даст компании дополнительное конкурентное преимущество, — заявил Андрей Ушацкий. — Инвестиции МТС в данный проект за 2008−2009 годы составят около $ 700 млн. А к концу этого года компания планирует построить новые и развить действующие сети 3G более чем в 40 городах России».
Впрочем, бурный рост спроса на новые технологии таит в себе и некоторые опасности, считает вице-президент «Комстар-ОТС». Сегодня все мобильные операторы думают о том, как развивать беспроводную передачу данных в открытой среде, но в то же время им следует задуматься, как не подрубить сук, на котором они сидят, — не лишить себя текущих источников доходов, таких как SMS или просто голосовая связь. «Представим себе ситуацию, когда у каждого абонента будет телефон, скажем условно, со Skype, — говорит Александр Горбунов, — и тогда все разговоры пойдут через эту бесплатную шифрованную голосовую интернет-связь, или пользователи будут платить копейки за связь с абонентами телефонной сети. Ведь так можно порушить весь бизнес».
Фото — сайт «Реальный бизнес».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: