На сей раз прессе стали известны новые, сенсационные подробности судебных разбирательств между ЗАО «Эссен продакшн АГ» (торговая марка «Махеевъ») и Казанским жировым комбинатом (КЖК) (торговая марка «MR.Ricco»). Вот уже два года в Татарстане и Самаре идут суды за право выпускать майонез на перепелином яйце.
В своем иске КЖК заявил, что запатентовал рецептуру майонеза со свежими перепелиными яйцами в 2005 году и получил исключительные права на нее. Годом позже «Эссен продакшн АГ», зарегистрировав заявку в Роспатенте, вышел на рынок с майонезом на маринованном перепелином яйце.
Леонид Барышев:
— Первым странным обстоятельством в судебных тяжбах стал факт привлечения в качестве эксперта несуществующую организацию. По рекомендации КЖК, в качестве эксперта было привечено НП «Экспертно-аналитический центр Российской академии наук». Однако вскоре выяснилось, что такого центра при Российской академии наук не существует. Для «перехвата» экспертизы этот центр незаконно использовал всю аббревиатуру РАН и фальсифицировал документы.
На этом чудеса не закончились. В феврале 2008 года суд привлек в качестве независимого эксперта республиканский ГУП «Татарстанский ЦНТИ», директором которого по странным обстоятельствам оказался Альберт Ибрагимов, он же — руководитель казанского филиала московской юридической фирмы «Городисский и партнеры», клиентом которой является КЖК.
Кроме этого, господин Ибрагимов состоит в попечительском совете ГНО «Инвестиционно-венчурный фонд РТ», который владеет 35% акций ОАО «Казанский МЭЗ», входящий, как и КЖК, в группу компаний «Нэфис Косметикс».
Суд эти факты посчитал недостойными внимания, после чего «Эссен Продакшн АГ» вынужден был ходатайствовать об отводе судьи. Причем по закону, если у суда есть сомнения в объективности экспертов, то он обязан их заменить (Арбитражный кодекс РФ).
Самые странные метаморфозы с ингредиентами произошли во время экспертизы, которую провела Испытательная лаборатория «МОЛОКО» ГНУ ВНИМИ Россельхозакадемии. Чтобы признать майонезы обеих компаний идентичными, необходимо было доказать, что применяемые в них ингредиенты эквивалентны. По экспертизе Елены Юровой (эксперт, которая давала заключение) следует, что молоко эквивалентно и по вкусу, и по содержанию яйцу, а уксус — лимонной кислоте.
Леонид Барышев:
— В то же время, директор ГНУ ВНИМИ Россельхозакадемии, академик Харитонов в своем заключении полностью опроверг эти выводы. А сама Юрова сообщила, что данное заключение она не писала. И, несмотря на это, позже подписалась под результатами «своей» экспертизы. Суд и на этот раз проигнорировал наше ходатайство об отводе эксперта.
После проведения ряда «независимых» экспертиз, подтвердивших использование производителем «Махеева» формулы КЖК, Арбитражный суд Республики Татарстан вынес решение в пользу казанского предприятия. «Эссен продакшн АГ» удалось добиться отмены решения татарстанского суда: он подал аппеляцию в Одиннадцатый аппеляционный арбитражный суд в Самаре и выиграл дело. Однако в ответ КЖК подал кассационную жалобу в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, который территориально располагается в Казани и его выиграл. Теперь КЖК заявляет о намерении взыскать 2 миллиарда рублей с «Эссен продакшн АГ», направить эти деньги на благотворительные нужды и заставить уничтожить всю выпущенную перепелиную продукцию «Махеевъ».
Леонид Барышев:
— Для нас непонятно, почему суд в Самаре признал нас правыми, а в Казани оба суда не приняли во внимание все наши доводы и аргументы и в итоге, вынесли решение против «Эссен Продакшн». В дальнейшем мы намерены добиваться того, чтобы суд признал нашу правоту, потому что для этого есть все основания и доказательства.
«Махеевъ» — это бренд федерального значения, которому из-за затяжных судебных процессов был нанесен ощутимый урон.
«Эссен продакшн АГ» не первая компания, втянутая в перепелино-майонезную войну с КЖК. В 2006—2007 году КЖК предъявил аналогичную претензию Иркутскому жировому комбинату (майонез «Янта на перепелином яйце») и проиграл. В 2007 году история повторилась уже с Воронежским производителем майонеза «на перепелином яйце». Как только суд объективно рассмотрел дело, один всплывший нюанс
вынудил ККЖ отозвать свой иск.
Кстати, в настоящее время эти комбинаты продолжают производить майонез «на перепелином яйце». Подобный продукт также производит «Эфко» (торговая марка «Слобода»). При этом до сегодняшнего дня никаких претензий и исков со стороны КЖК в их адрес не поступало. По мнению директора «Эссен продакшн АГ», все дело в том, что в этом случае суд бы проходил по месту нахождения ответчика — то есть за пределами Татарстана. А выигранные КЖК суды проходили исключительно на территории республики и под руководством одного и того же судьи.
Леонид Барышев:
— Даже перепелиное яйцо может стать золотым и оцениваться в два миллиарда рублей, если кто-нибудь получит на него патент и поддержку со стороны служителей Фемиды. Рецептура такого майонеза уже описана давно в существующем государственном стандарте. И узнать это рецепт можно всего за 100 рублей. И уж никак «изобретение» этого рецепта не стоит тех миллионов, о которых говорит КЖК.
Чтоб показать уникальность своего майонеза, КЖК приписал рецептуре слово «свежее» и получил патент на «свежее» перепелиное яйцо. Такие патенты — не просто маркетинговая война за передел рынка, но еще и реальная угроза всем предприятиям этой отрасли.
Пока что сам «Эссен продакшн АГ» от этих войн финансово не пострадал, но вот с ритейлерами отношения выяснять все-таки пришлось. Мало кто захочет связываться с контрафактной продукцией. Пока что удалось восстановить взаимопонимание с «О, кей» и «Пятерочкой», переговоры с «Ашан» отложены до осени.
Но вот республика за год в своем ВВП ощутит «дыру» размером в 6 млрд. рублей. Дело в том, что «Эссен продакшн АГ» «ушел» из Татарстана. Правда, не совсем. В Елабуге по-прежнему останется производственный цех. Юридически «Махеевъ» переехал в Самару, здесь будет располагаться официальный головной офис. Новый завод планируется открыть в Вятских Полянах. Губернатор Кировской области Никита Белых имеет свое видение развития региона, и «Махееву» здесь отводится своя роль. Елабужский завод будет вынужден сократить около 300 человек, зато в Кировской области эти рабочие места найдут своих тружеников.
Леонид Барышев:
— Я бы не хотел окончательно покинуть Татарстан. Для меня производство — это в первую очередь люди, которые на нем работают. Но последней «каплей» в переполненной чаше может стать лишь высказывание первых лиц Татарстана: «Уходи!» Во всех других случаях я намерен держаться здесь «до последнего». Хотя, хорошо понимаю: «Боливар не выдержит двоих»…
Все свои доводы в ходе конференции «Эссен продакшн АГ» подтвердил документально.
Материал опубликован на коммерческой основе.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: