Проще всем вместе уйти
Юрий Петрович, сегодня много говорят о том, что «КАМАЗ» в августе полным составом уйдет в общезаводской отпуск.
— В этом году, к сожалению, не уйдет.
Почему, к сожалению?
— Потому что все мировые автопроизводители уже давно уходят в отпуск одновременно. Мы, к сожалению, поздно приняли решение и не смогли соответствующим образом подготовиться. Ведь для этого необходимо создать задел автомобилей, которые должны продаваться в августе, четко знать, какие автомобили надо будет продавать в сентябре. А с учетом сложности прогноза в сегодняшних условиях это сделать непросто. И третья причина состоит в том, что практически половина сотрудников «КАМАЗа» уже побывала в отпуске, поскольку люди, начиная с января, по графику уходили отдыхать. Сегодня мы начали подготовку, чтобы в следующем году всем вместе уйти в отпуск в августе.
А почему именно в августе?
— Потому что весь автопром мира отдыхает в августе. У нас постоянно 8% людей находятся в отпуске. С одной стороны, это хорошо, с другой — не очень. Потому что когда один уходит, второй приходит, всегда что-то теряется. Например, надо решить срочно какой-то вопрос, а Иван Иванович в отпуске. Вот и ждем неделю, пока он выйдет. Поэтому проще всем вместе уйти.
«КАМАЗ» вынужден периодически уходить на каникулы. Как они воспринимаются камазовцами, не чувствуется протестных настроений?
— Нет, никакого протеста не чувствуется, но настроение у всех двойственное, если можно так сказать, тревожно-радостное. С одной стороны, хорошо, что «КАМАЗ» снова запустил конвейер и у работников есть возможность заработать. С другой — был продолжительный перерыв в работе, и, к сожалению, подобные остановки впереди будут еще не раз. Тот объем, который «КАМАЗ» может сегодня производить, экономикой не востребован. Мы можем выпускать лишь столько автомобилей, сколько продается. Но люди все понимают. Они не говорят нам: «Увеличьте зарплату!» Наоборот, просят дать возможность заработать.
Мы не изобретали велосипед
Какие шаги предпринимает руководство «КАМАЗа» для того, чтобы завод пережил кризис с наименьшими потерями?
— Уже с прошлого года у нас работает программа антикризисных мер. Мы не изобретали велосипед, использовали передовой, если можно так сказать, опыт в этой области. Естественно, адаптировав его к нашей действительности и, по возможности, максимально обезопасив своих работников от тяжелых последствий кризиса. Одна из самых простых и эффективных мер — сокращение персонала. Этот шаг помог бы сохранить прежние зарплаты и работу в течение всего месяца. Но мы на такое пойти не могли.
Во-первых, своим коллективом нужно дорожить, во-вторых, этот коллектив имеет определенную квалификацию и, в-третьих, выбросить на улицу тысячи людей без средств к существованию — это не по-камазовски. Именно чтобы избежать крайних мер, мы сократили рабочую неделю, периодически останавливаем конвейер и отправляем людей в отпуска.
Кроме того, меняем систему управления, что позволит значительно сократить расходную часть. В первую очередь, сюда можно отнести образование центра логистики, который сократит складские запасы. Также существенно сократить расходы позволит внедрение на автомобильном заводе новой автоматизированной системы управления производством на основе компьютерных технологий под названием SAP. Третье направление — развитие Производственной системы «КАМАЗ», которая была разработана на основе TPS («Тойота Продакшн Систем»). В России она больше известна под термином «бережливое производство».
Предполагается ли сокращение персонала в связи с внедрением новых систем управления?
— Нет. Во-первых, освобождаемые работники пройдут переквалификацию, а во-вторых, поскольку внедрение таких систем — процесс длительный, мы надеемся на то, что благодаря естественному оттоку людей, например, выхода на пенсию, никого сокращать не придется.
Как сами японцы оценивают то, как их система внедрена на «КАМАЗе»?
— В марте мы проводили конференцию, на которой японцы, бывшие работники «Тойоты», дали положительную оценку того, что увидели на «КАМАЗе». Они сказали, что на нашем примере надо учить другие предприятия города, как надо сегодня работать. Поэтому
, скорее всего, в Набережных Челнах будет создан центр по развитию «Тойота Продакшн Систем». Тут есть один принципиальный момент: он должен создаваться именно в городе, а не на «КАМАЗе», потому что такая система должна быть внедрена везде. Единственное — нельзя перенимать ее один к одному, всегда надо вносить корректировки с учетом местных условий.
Непредсказуемость — основная черта кризиса
Каким, по-вашему, будет автомобильный рынок после кризиса?
— Это будет очень агрессивный рынок, где один из наших основных козырей — цена — уже не будет основополагающей для потребителя. Тем более что и другие крупнейшие мировые автопроизводители снижают себестоимость своего продукта и цены на автомобили. Нам надо быть готовым к этому, выживут сильнейшие. Поэтому большое внимание предстоит уделить повышению качества нашей продукции. После кризиса выходить на рынок с тем же продуктом просто нельзя.
Также необходимо снижать энергозатраты. И для этого мы высвобождаем производственные площади на 330 тысяч кв. м. Это 10% камазовских площадей! Важным шагом, я считаю, является снижение количества эксплуатируемого оборудования и использование тех ресурсов, которые имеются, с максимальной загрузкой. Резервов масса, и не только на этот год, но и на будущее. Ведь кризис не вечен и, в конце концов, закончится. Все эти меры позволят нам, надеюсь, выйти из него с наименьшими потерями.
На недавнем заседании экспертного совета Госдумы Министерство промышленности и торговли представило прогноз продаж автомобилей в России в 2009 году. По мнению этого ведомства, в целом они могут снизиться на 60% по сравнению с 2008 годом. В отношении «КАМАЗа» прогноз был более благоприятным?
— «КАМАЗ» существует не в вакууме. Проблемы отечественного автопрома в не меньшей степени касаются и нас. «КАМАЗ» тоже значительно «просел» из-за кризиса. Поэтому мне сложно сказать, с чем связан оптимизм чиновников из Минпромторга. В апреле мы собрали только 2,5 тысячи автомобилей — это вдвое меньше прошлогоднего максимума. Но сохраняем возможности для быстрого перехода на выпуск 4 тысяч машин в месяц, когда рынок продаж «проснется».
Решая отнюдь не самые простые проблемы сегодня, мы не забываем о будущем. Непредсказуемость — основная черта этого кризиса. Недаром же Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов сказал недавно, что кризис как пришел неожиданно, так и может уйти по-английски, не попрощавшись. Здесь возможны варианты, мы стараемся учитывать их и быть готовыми ко всему.
В одном из недавних интервью генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин сказал: «Я запретил у себя на работе использовать термин „стратегическое планирование“. Мы все работаем в режиме квартального плана»…
— К сожалению, это так. Будущее, в связи с мировым кризисом, остается туманным, и четких прогнозов сегодня никто не делает. Мы не можем сказать людям, что будет через полгода, через год. Это тревожит. Но уже есть надежды на некоторое улучшение. Например, начал стабилизироваться финансовый рынок.
Мы сегодня работаем в режиме трехмесячного планирования. Западные предприятия, например, «Даймлер», работают в режиме одномесячного планирования, потому что не видят, что же будет на второй и третий месяц. У нас все-таки благодаря госзаказу есть возможность планирования на три месяца.
Вы помните, что сначала на 2009 год с учетом падения рынка мы запланировали выпуск 47 тысяч автомобилей, потом остановились на 35 тысячах. Пока не отказываемся от такого амбициозного плана. В принципе, в первом полугодии мы не ошиблись с прогнозами, то есть собрали и продали столько, сколько планировали. Надеемся, что во втором полугодии ситуация чуть улучшится.
«КАМАЗ» останется автозаводом № 1
Юрий Петрович, вы сказали, что после кризиса нельзя выходить на рынок со старым продуктом. Когда потребители увидят качественно новую продукцию «КАМАЗа»?
— А у нас уже сегодня, по сути, есть новая продукция. Просто, к сожалению, из-за того, что каркас кабины старый, внешний вид нашего автомобиля не отражает всю новизну составляющих его деталей. В прошлом году мы перешли на автомобили класса «Евро-3». Это касается не только экологических норм, как многие думают. Там очень много дополнительных требований к рабочему месту
водителя, по нагрузке на дорогу и так далее. Сегодня нам комплектующие поставляют самые передовые производители. Чтобы внешний облик автомобиля соответствовал его качеству, мы, несмотря на кризис, занимаемся новой кабиной.
А почему до этого не занимались?
— Не было экономической необходимости, автомобили и без этого продавались нормально. Например, КАМАЗ-4308 — это наш маленький автомобиль — прекрасно смотрится со старой кабиной. В таком виде его можно будет продавать еще несколько лет. Хотя внутри старой кабины совершенно новый интерьер: и сиденья, и панель, и обивка — одним словом, все.
Если брать в целом планы развития «КАМАЗа», то, конечно, мы их немного уменьшили, но не ликвидировали. А есть и такие планы, развивая которые мы зашли так далеко, что лучше их развивать, чем сокращать. Продолжается развитие совместных предприятий, таких, как «Камминз», «ZF», «Кнорр-Бремзе» и других.
Многие специалисты считают, что лучше других кризисом воспользуется Китай…
— Согласен с тем, что у Китая есть огромное преимущество, но есть одно «но»: успеют ли они в этой ситуации создать продукт соответствующего качества? Если успеют, то станут очень серьезными конкурентами. В любом случае все страны защищают свои национальные интересы, свой авторынок, своих автопроизводителей, потому что за каждым автозаводом стоит очень много рабочих мест в других отраслях. «КАМАЗ» однозначно останется в России автозаводом № 1, производящим грузовики.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: