Новости
14 Апреля 2009, 09:57

Интернет-банкинг: банк не офис, а ярлык на экране компьютера

На сегодня в России интернет-банкинг является одним из наиболее перспективных направлений развития сектора дистанционных банковских услуг. В нашей стране доля online-клиентов в общей численности населения по-прежнему остается невысокой и оценивается в среднем в 1,5 млн. человек или чуть более 1% общей численности населения.

Причины такого положения дел в РФ банальны: в ряде российских регионов проблемой остается доступность интернета; низкий уровень финансовой и компьютерной грамотности основной массы населения тоже никак не способствуют популяризации online-сервисов. К тому же далеко не все банки имеют развитый интернет-функционал, ориентированный на физических лиц.

Тем не менее, многие эксперты отмечают большую потенциальную емкость отечественного рынка и ускоренное развитие рынка интернет-банкинга в России.

Ян Арт, финансовый обозреватель, вице-президент Ассоциации кредитных брокеров России, к.э.н., эксперт TatCenter.ru по финансовому рынку:

— В 2006 году, по данным исследования компании «Финист», интернет-банкингом в России пользовалось около 2\% клиентов банков, однако потенциал этого сервиса оценивался очень высоко. В ходе целого ряда бесед с банкирами уже в этом году я убедился, что спрос на интернет-банкинг растет гигантскими темпами. Все без исключения топ-менеджеры банков, занимающихся ритейлом, отмечают необходимость развития этой услуги и огромный спрос на неё со стороны частных клиентов.

Что касается развитых государств, то там люди уже настолько привыкли к виртуальному обслуживанию, что 12 лет назад даже появился первый полностью виртуальный Security First Network Bank.

Пирамида приоритетов

Исследователи отечественного рынка банковских online-сервисов отмечают, что наиболее часто клиенты оплачивают через сеть услуги интернет-провайдера, мобильную связь и осуществляют коммунальные платежи. Второе место по количеству осуществляемых россиянами операций занимают переводы со счета на счет. Далее следует конвертация валют, причем интерес к последней в связи с девальвацией рубля возрос в разы.

Говоря о достоинствах интернет-банкинга, прежде всего, необходимо отметить временную независимость, возможность автоматизации процесса оплаты регулярных услуг, а также сравнительную дешевизну виртуальных услуг, большинство которых обычно даже оказываются бесплатно. Однако банки все же взимают плату за отдельные операции: комиссию за коммунальные платежи, абонентскую плату за обслуживание, за предоставление одноразовых паролей для проведения расчетных операций и т. д. Однако основной доход банков от интернет-сервисов носит все же косвенный характер: кредитные организации выигрывают за счет снятия части нагрузки с реальных офисов и привлечения дополнительных «продвинутых» клиентов.

Ян Арт:

— Я сам пользуюсь банками исключительно с интернет-функционалом, и его наличие для меня является принципиальным при решении вопроса, в какой кредитной организации открывать счет. Ведь постоянный доступ к средствам позволяет осуществлять определенные финансовые операции (перевод, инвестиции, оплата мобильной связи, коммунальных услуг) даже ночью.

Вместе с тем, развитие интернет-банкинга актуализирует и проблемы виртуальной безопасности. Многоуровневая защита, применяемая банками — система пин-кодов, разовых паролей, подтверждения операций с помощью электронной цифровой подписи — до сих пор позволяла избегать каких-то крупных атак на счета клиентов.

Однако здесь важно, чтобы и сами пользователи сохраняли бдительность. Дело в том, что наиболее серьезной угрозой на данный момент является фишинг. Суть его заключается в том, что мошенники создают сайт, внешне очень похожий на интерфейс сайта реально существующего банка, а для того чтобы заманить на него клиента, отправляют последнему письмо с логотипом банка и предложением пройти по ссылке и ознакомиться с новой услугой кредитной организации. Стоит доверчивому гражданину последовать по указанному адресу, ввести номер своей карточки и пин-код, как они тут же оказываются в руках мошенников. Пожалуй, наиболее действенным способом борьбы с этим злом на текущий момент остается смс-информирование пользователя обо всех операциях по его счету.

Ян Арт:

— Действительно, серьезной проблемой в деле развития интернет-банкинга являются проблемы виртуальной безопасности. Но пока банки демонстрируют достаточную «устойчивость» против хакеров и иже с ними.

Однако эта напасть не единственный повод для беспокойства банкиров. Другая, более долгосрочная, — это потеря лояльности клиентов, поскольку с развитием дистанционного обслуживания живое общение сотрудников банка с населением отходит на второй план. Поэтому важно все время совершенствовать интернет-функционал, чтобы пользователь отдавал предпочтение online-сервису именно конкретного банка, качественно отличая его от конкурентных.

Основные игроки

Разумеется, услуги интернет-банкинга, которые предлагают крупные банки, как правило, являются более интересным и насыщенным продуктом по сравнению с виртуальным функционалом мелких игроков в силу меньших финансовых и технологических возможностей последних. Тем не менее, нельзя не отметить, что и гиганты рынка внедрили этот сервис относительно недавно. Например, «Сбербанк» предложил своим клиентам данный пакет услуг только весной 2007 года.

В настоящий момент по России в целом качественным уровнем развития выделяются интернет-функционалы крупных федеральных банков, а также банков с иностранным участием в капитале: «ВТБ24», «Альфа-Банк», «Райффайзенбанк», «Промсвязьбанк», «Абсолют-Банк», «Росбанк» и др.

Что касается интернет-сервисов региональных кредитных организаций, то они пока еще уступают крупным игрокам, но имеют перед вторыми и некоторые преимущества. Например, им проще наладить контакты с местными операторами, предоставляющими коммунальные или интернет-услуги. К тому же им легче встроить системы интернет-банкинга, учитывающие специфику потребностей именно их клиентов. Кроме того, процесс внедрения online-функционала в небольших банках обычно встречает меньше препятствий на организационном уровне.

Есть, куда расти

Как показал анализ, степень охвата банков Татарстана интернет-банкингом очень невысока. Если для своих корпоративных клиентов местные кредитные организации (например, «Татфондбанк», «БТА-Казань», «ИнтехБанк», «Энергобанк», Банк Казанский, «Девон-Кредит», ТатИнвестБанк и др.) предлагают довольно широкий спектр услуг дистанционного обслуживания, в том числе и услуги интернет-банкинга («АИБАНК», Банк Казани), то физические лица могут воспользоваться виртуальным продуктом только в единичных случаях. Например, свой собственный интернет-функционал частным лицам предлагает «АК БАРС» Банк.

Кризис остался незамеченным

Если с началом кризиса на рынке депозитов и кредитов происходили разного рода шоковые всплески, едва не доходящие до депрессий, то в сфере дистанционного обслуживания в целом и интернет-банкинга, в частности, ситуация оставалась достаточно стабильной. Дело в том, что те, кто привык пользоваться интернет-сервисом, не имели никаких явных поводов отказываться от заведенного порядка. Во-первых, клиент, имея возможность постоянно быть в курсе состояния своего счета, в период постоянных перемен чувствует себя спокойнее.

Во-вторых, экономия денежных и временных затрат в период кризиса становится как никогда актуальной. Тем более что банки продолжили активно внедрять разного рода новинки в свои интернет-функционалы. Так, например, пользователи интернет-сервиса «Альфа-Банка» с февраля этого года получили возможность объединения своих счетов в банке и платежной системе «Яндекс. Деньги». Другие игроки рынка тоже не отставали, на что постоянные пользователи виртуальных сервисов быстро отреагировали.

Ян Арт:

— С течением времени для россиян все большую важность приобретает и состав интернет-функционала. Например, недавно я открыл счет в банке, интернет-функционал которого позволяет мне иметь брокерский счет, «спаренный» с текущим. Через сеть я могу давать банку приказ купить для меня те или иные акции. Вероятно, через год-два эта услуга будет особенно популярна у среднего класса.

Обобщая перспективы рынка интернет-банкинга, необходимо отметить, что на данный момент наиболее приоритетными видятся направления работы в сфере оплаты через интернет страховых полисов, покупки авиа- и железнодорожных билетов, товаров в интернет-магазинах.

Конкуренция на рынке уже сейчас усиливается. Однако её по-прежнему нельзя назвать острой, так как ряд банков, учитывая относительно невысокую популярность интернет-банкинга в стране, предоставляют последний из чисто имиджевых соображений, чтобы просто не быть хуже других.

Ян Арт:

— Полагаю, интернет-банкинг из всех векторов технологического развития банковского сектора будет в ближайшие годы номером один. Пусть медленно, но мы все же идем к тому, что банк не некий офис, а ярлык на экране компьютера.

Новости
12 Декабря 2024, 19:42

Бюджет Нижнекамска составит ₽10,7 млрд В 2025 году

Это почти на 500 млн больше, чем в текущем году.

На сессии Нижнекамскского района и города утвердили бюджет на 2025 год в размере 10,7 млрд рублей, что на 500 млн больше, чем в 2024 году. Об этом сообщила Светлана Логинова, глава департамента по бюджету и финансам. Ожидается, что в 2026 году бюджет возрастет до 11,4 млрд рублей, а в 2027 году — до 12,2 млрд.

Собственные доходы района в 2025 году составят 3,4 млрд рублей. Благодаря безвозмездным поступлениям муниципалитет получит 7,2 млрд рублей: 4,5 млрд из бюджета РТ, 2,4 млрд из бюджета Нижнекамска и 256 млн из федерального бюджета. Основная статья расходов района — образование, на которое приходится 8,4 млрд рублей.

Напомним, общий объем расходов консолидированного бюджета Татарстана на 2025 год составит 525,6 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: