Сами рестораторы пока сохраняют оптимизм и надеются, что в мае ситуация на рынке стабилизируется. Компания «Комкон» проводит ежемесячный мониторинг экономического кризиса с ноября 2008 года. В каждой волне опрашивается 1300 респондентов, живущих в городах-миллионниках. Согласно мартовскому отчету, кризис вынудил 54% россиян сократить расходы на питание в ресторанах и кафе. Эта тенденция была выявлена еще в ноябре 2008 года: тогда меньше тратить на ресторанную пищу начали 38% респондентов, а отказались от походов в общепит 10% опрошенных. В феврале и марте сократили бюджет на питание вне дома уже 54% жителей мегаполисов, а 20% перестали ходить в кафе и рестораны.
Москвичи больше всех урезали расходы на рестораны — 58% опрошенных жителей столицы теперь заказывают более дешевые блюда. Однако совсем отказаться от посещения ресторанов смогли только 17% москвичей. Самыми преданными посетителями общепита оказались жители Санкт-Петербурга: только 12% из них признались, что перестали ходить в рестораны и кафе, а более экономными при выборе блюд стали 56% опрошенных. В других городах-миллионниках питаться вне дома перестали 28% респондентов, а расходы на рестораны сократили 50% опрошенных.
Специалисты «Комкона» отмечают, что самая высокая доля отказавшихся (60%) приходится на возрастную группу 35−45 лет. В меньшей степени готовы отказать себе в этом удовольствии респонденты 25−34 лет (27%) и 18−24 лет (14%).
В то же время рестораторы и отраслевые эксперты настроены достаточно оптимистично. «Думаю, что сейчас рынок переживает пик падения, а в апреле-мае ситуация стабилизируется, и, возможно, к осени начнется небольшой рост», — предполагает исполнительный директор компании Restcon Андрей Петраков. По его данным, выручка ресторанов в премиальном сегменте за последние три месяца упала на 50−60%, на 30% снизились обороты средних ресторанов (чек не превышает 100 долл.), а сокращение оборота в фастфуде практически незаметно. Серьезных потерь рынок не понес, ключевые игроки остались на своих местах, утверждает эксперт. «Сейчас закрываются заведения, где дела шли неважно и до кризиса, — добавляет он. — А сохранить бизнес ресторанам помогают арендодатели, делающие скидки, и сокращение штата и зарплат».
Директор по связям с общественностью компании «Ростик Групп» Валерия Силина не исключает, что самым критичным для ресторанов станет летний сезон: «Летом традиционно снижается потребление в ресторанах, а к осени обычно следует всплеск интереса». По словам г-жи Силиной, к декабрю 2008 года падение выручки ресторанов группы составило 6,7%. «Очень пострадали регионы, где публика традиционно более консервативная, и особенно заметен спад интереса в городах, где сложная экономическая ситуация, например, останавливается одно или несколько градообразующих предприятий», — подчеркивает собеседница РБК daily.
Некоторые рестораторы тем временем заметили увеличение количества посетителей и рост выручки. «У нас немного сократилось количество гостей во время ланчей, однако вечером посетителей стало больше за счет перехода клиентов от наших конкурентов с более дорогим меню», — объясняет генеральный управляющий сети «Япоша» Роман Гройсберг.
Собственные комментарии по ситуации на рынке общественного питания дали эксперты TatCenter.ru.
Как нам сообщили в ресторане «Медведь», количество посетителей после Нового года сократилось на 20−30%. Постепенно люди перестают ходить в рестораны, предпочитая кушать дома или в офисе.
Наиля Спарта, генеральный директор пиццерии «Джузеппе»:
— В начале года посетителей в пиццерии стало немного меньше. Сейчас она закрыта на реконструкцию, но думаю, что после открытия поток посетителей увеличится и вряд ли изменится. Маленькие кафешки и пиццерии не та ниша, которая может пострадать из-за кризиса. Мы цены в пиццерии повышать не собираемся, поэтому наши прежние клиенты останутся с нами.
Фото — Фото.Сайт.ru.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: