Справка TatCenter.ru: | ||
Александра Лебедева окончила Нижегородский государственный лингвистический университет им. Добролюбова по специальности лингвист. Получила дополнительное образование по программе International Airline Professional для менеджеров среднего звена в сфере управления авиационными перевозками. С октября 2007 года по настоящий момент работает в компании Kelly Services на позиции руководителя филиала в городе Казани. До прихода в Kelly Services Александра Лебедева 10 лет проработала в авиакомпании Deutsche Lufthansa AG, поднявшись по карьерной лестнице от практиканта до заместителя регионального менеджера в РТ. Участвовала в организации дополнительных перелетов авиакомпании в дни проведения ежегодного собрания акционеров ЕБРР в Казани в мае 2007 года. Замужем, сыну 4,5 года. Свободно владеет английским и немецким языками. Увлекается литературой, классической музыкой и фотографией. Любит путешествовать. | ||
Александра Сергеевна, в каких отраслях экономики в первую очередь прошли увольнения?
— Если анализировать отрасли, то в первую очередь, кризис обрушил банки (те, что были ориентированы на выдачу кредитов), финансово-инвестиционные компании. Следом «упал» строительный и девелоперский рынок, «встала» розничная торговля, пошло снижение продаж у автодилеров, и дальше, «кругами по воде», докатилось до рекламно-маркетинговых агентств и сферы услуг в целом. Это наиболее проблемные отрасли, в которых уже прошли увольнения «первой волны».
— Какие специальности подвержены увольнению?
— Увольняют административно-офисный персонал — секретарей, ассистентов
Сокращения коснулись и сотрудников отделов маркетинга. Если раньше были деньги на проекты и требовались «узкопрофильные» специалисты — например, PR-менеджер, маркетолог-аналитик, региональный координатор по маркетингу, то теперь отделы сокращены до 1−2 специалистов «широкого профиля». Если говорить о сфере HR, там наблюдается та же самая картина — компании, еще недавно нанимавшие опытных рекрутеров для массового набора сотрудников или специалистов Comp&Ben (компенсации и льготы), теперь расширяют функционал-менеджеров по персоналу, в чьи обязанности входит и подбор, и кадровое администрирование персонала, и адаптация новых сотрудников.
По данным опроса, который мы проводили в феврале-марте, так действуют 27\% компаний. Впрочем, нередко все эти обязанности переходят офис-менеджеру или бухгалтеру, а единица «менеджер по персоналу» оптимизируется.
— Кого увольняют чаще — мужчин или женщин?
— Увольняют чаще женщин, чем мужчин — женщины могут уйти в декретный отпуск, у них есть дети, которые болеют, у них есть семьи
Но самое главное, что отмечают практически во всех компаниях — кризис подстегнул многие компании к сокращению раздутого штата, к минимизации издержек за счет повышения производительности труда каждого сотрудника. Когда мы спрашиваем руководителей, какие критерии влияют на решение об увольнении того или иного сотрудника, то на первое место выходит личная эффективность сотрудника и его преданность компании. От нелояльных сотрудников избавляются в первую очередь.
Какие специальности могут быть востребованы на рынке в ближайшие полгода?
— По-прежнему наблюдается спрос на специалистов сферы ИТ: аналитики, программисты, внедренцы. Стабильные позиции у многих фармкомпаний — заказы на медицинских представителей и региональных менеджеров мы получаем еженедельно. В связи с кризисом востребованы антикризисные управляющие, топ-менеджеры с опытом руководства «проблемными» предприятиями, санацией производства.
Если спуститься в наиболее массовый сегмент, то самые востребованные специальности во время кризиса — это охранник, милиционер, инженер, медицинская сестра, бухгалтер, врач, воспитатель детского сада и учитель. То есть здесь ситуация кризиса на спрос не повлияла, поскольку престижность этих профессий среди кандидатов не столь велика, и потребность в таких специалистов была и будет всегда. Возможно, 2010 год, который в России объявлен Годом учителя, сможет перевернуть ситуацию в образовании.
Произойдут ли изменения в сумме заработной платы этих специалистов?
— В целом по наиболее востребованным позициям можно сказать, что компании теперь стараются отталкиваться от требований самих кандидатов для определения уровня заработной платы. Из-за того, что наблюдается определенный отток специалистов из Москвы и Санкт-Петербурга в регионы по отдельным специальностям (ИТ, маркетинг, финансы), зарплатные требования кандидатов снижаются, на многие позиции конкурируют кандидаты из разных регионов. Из недавних примеров могу привести случай, когда крупная западная компания искала менеджера по продажам. Требования к кандидату были очень серьезные — техническое образование, профильный опыт, виртуозное владение продажами. Московскому кандидату (который изначально очень понравился компании) предпочли специалиста из Сибири, у которого зарплатные ожидания были в 2 раза ниже.
Получается, что компании заметно сокращают затраты на персонал?
— Сейчас мы проводим обширное исследование по всей России среди компаний на тему «Управление затратами на персонал», результаты которого появятся в апреле 2009 года. Согласно предварительному опросу, около 50\% компаний планируют сокращать свои затраты на персонал в нынешнем году. Поскольку это является одной из основных статей расходов в любом бизнесе, понятно, что сейчас каждая компания стремится минимизировать свои издержки.
Насколько востребованы на рынке «узкие» специалисты, которых никто не сможет заменить, а, следовательно, уволить?
— Такие специалисты востребованы, в первую очередь, в своей компании, поэтому, зная специфику работы компании, они могли стать «лакомым кусочком» для конкурентов в прошлом. Сегодня нельзя уповать на то, что, являясь «узким» специалистом, вы застрахованы от увольнения. Позиции работодателя сейчас значительно укрепились по сравнению с летом 2008 года, и в компаниях действует правило: «Незаменимых людей нет». Мы видим, что многие кандидаты, которые откликаются на вакансии, делают это не от того, что действительно рассматривают вариант ухода из компании, а, скорее, чтобы посмотреть, что происходит на рынке, и остаться «с синицей в руках».
У Вас нет ощущения, что рынок переполнен кандидатами-профессионалами, которые находятся в поиске работы?
— На самом деле, произошел парадокс. С одной стороны, кризис высвободил большое количество кандидатов, которые сейчас вышли на рынок. Сегодня, публикуя вакансию «директор филиала» или «менеджер по продажам», на следующий день можно собрать урожай из 80−100 резюме кандидатов. Однако из этого количества в лучшем случае профильными окажутся 10−15\%. Соответственно, увеличивается время, которое тратится на просмотр резюме и на отсев непригодных кандидатов. С другой стороны, количество качественных кандидатов осталось прежним, а это значит, что рекрутерам теперь приходится тратить больше времени на закрытие одной позиции. Тем более, если речь идет об узких специалистах.
Совсем скоро на рынке труда появится значительное количество выпускников вузов. Что им делать?
— Снижать свои ожидания по заработной плате, искать интересные проекты (пусть за небольшие деньги), готовиться к бесплатным стажировкам. Учить иностранный язык, искать возможность для получения второго образования. Готовить свое резюме, анализировать рынок труда, встречаться с представителями компаний, набираться опыта прохождения собеседований, готовиться к конкуренции с сокурсниками и с более опытными кандидатами. Серьезно подходить к прохождению испытательного срока в компании.
Согласно международному исследованию Kelly Services, которое мы проводили в конце 2008 года, российские работники, несмотря на кризис, стремятся найти работу, имеющую для них наибольшую ценность и перспективу. Почти половина готова согласиться с более низкой заработной платой или позицией, если их работа будет значить для них нечто большее. 91\% опрошенных говорят, что выполнение своей работы дает им чувство гордости, а 87\% уверены, что работа повышает их уверенность в себе.
Возросли ли требования со стороны работодателей?
— Произошла «переоценка ценностей» — компании стремятся уйти от использования «узких специалистов», отвечающих за свой участок, к кандидатам «широкого профиля», чей опыт и практика позволяют отвечать за большой участок обязанностей.
Компании сейчас больше настроены на долгий процесс подбора, но при этом делают фокус на мотивации специалиста, на его желании работать именно в этой компании. «Антикризисная» мотивация — «хочу работать, потому что надо, где — все равно» — действует только при приеме персонала низкой квалификации. Серьезные компании понимают, что в период кризиса есть возможность привлекать лояльные квалифицированные кадры, и стремятся по максимуму использовать эту возможность. Многие компании сейчас формируют свой кадровый резерв — так, мы получили запросы от нескольких ведущих компаний, которым интересны молодые специалисты для работы над будущими проектами, и сейчас формируем для них базу кандидатов, соответствующих требованиям заказчика.
Какие рекомендации Вы можете дать тому человеку, который потерял работу?
— «Бороться и искать, найти и не сдаваться!». Надо понимать, есть ли у вас время и деньги для тщательного поиска работы или же надо срочно зарабатывать деньги, и подойдет любая работа. В любом случае надо держать руку на пульсе рынка труда — покупать и читать газеты с объявлениями о работе, смотреть вакансии в интернете, напрямую выходить на компании, в которых вы хотите работать. Необходимо иметь готовое резюме, которое бы максимально подробно описывало ваши умения и навыки, квалификацию и опыт. Готовьтесь к отказам, готовьтесь к пустым телефонным звонкам, и пусть это вас не огорчает. Каждый отказ — лишь необходимый этап по дороге к предложению о работе.
В период кризиса всегда появляются мошенники, которые пытаются заработать на доверчивости граждан. В сфере рекрутмента это наблюдается?
— Действительно, это, к сожалению, коснулось и сферы рекрутмента. Я имею в виду многочисленные «агентства по трудоустройству», которые берут деньги за трудоустройство с соискателей и снабжают людей списком несуществующих вакансий. Мы столкнулись с подобными случаями, когда к нам приходили кандидаты с «направлением» от подобного агентства. Люди платили за наши координаты 300 рублей, хотя для всех соискателей наши услуги абсолютно бесплатны.
Хочется обратить внимание всех кандидатов — прежде чем отправляться в платное агентство, разошлите свое резюме во все бесплатные агентства и пройдите собеседование с консультантом. Да, мы не гарантируем трудоустройство кандидатов, поскольку наши услуги оплачивает компания-заказчик, мы подбираем профильных кандидатов, соответствующих требованиям компании. Однако, пройдя собеседование с консультантом, вы окажетесь в базе данных агентства, что позволит оперативно направлять резюме в компании в случае, если появится подходящая вакансия. Вы также имеете возможность получить советы по своему резюме и по тому, как стоит себя вести на собеседовании. И все это — совершенно бесплатно.
Какие рекомендации Вы можете дать тому человеку, который не хочет потерять работу?
— Надо понять, что сегодня ваше личное благосостояние зависит от успеха компании, в которой вы работаете. Поэтому задача № 1 — стать ценным профессионалом, приносящим пользу компании. Повышение личной эффективности — это не панацея, а единственно возможное средство «от оптимизации». Если вы понимаете, что хорошо делаете свою работу на своем месте — работайте. Спокойно, не отвлекаясь на пересуды, перекуры, обсуждения кризиса, личных проблем, коллег по работе
Проявляйте инициативу. Если в компании есть какие-то функциональные обязанности, которые никто не выполняет из-за нехватки времени, но которые интересны вам — поговорите с руководством. Постарайтесь найти для себя дополнительные возможности для роста и развития, несмотря на кризис.
Мой любимый автор, Стив Джобс, создавший Apple, говорил: «Иногда жизнь бьёт вас по башке кирпичом. Не теряйте веры. Я убеждён, что единственной вещью, которая помогла мне продолжать дело, было то, что я любил своё дело. Вам надо найти то, что вы любите. И это так же верно для работы, как и для отношений. Ваша работа заполнит большую часть жизни, и единственный способ быть полностью довольным — делать то, что, по-вашему, является великим делом. И единственный способ делать великие дела — любить то, что вы делаете».
Справка TatCenter.ru: | ||
Kelly Services — глобальная международная компания, основанная более 60 лет назад и на сегодняшний день имеющая сеть из 2700 офисов в 37 странах мира. Является крупнейшим иностранным рекрутинговым агентством в России. Мировой лидер в области предоставления эффективных кадровых решений международным компаниям, 95\% которых входят в список 500 крупнейших компаний журнала Fortune. Ежегодно Kelly Services предоставляет возможности для развития карьеры более чем 750 тыс. специалистов и услуги по подбору персонала для более чем 215 тыс. компаний через 2600 офисов Kelly Services в 34 странах мира. В России компания Kelly Services успешно работает с 1993 г. и сегодня представлена в 20 городах страны. Компания Kelly Services активно выходит на рынок стран СНГ. Уже открыт офис в Украине и запланировано открытие представительства в Казахстане. | ||
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: