Впервые за многовековую историю казанского старообрядчества появилась возможность познакомиться с жизнью одного из наиболее закрытых культурных сообществ города, хранящего свои традиции в неизменности на протяжении многих столетий.
Я раньше предполагала, что в старообрядческом храме нет икон, однако они поразили воображение: здесь стараются сохранить древнее искусство их написания. Что уж говорить о церковнославянском чтении и распеве, старинной музыкальной нотации и духовной поэзии.
Елена Карташева, заведующая отделом Национального музея РТ:
— История старообрядчества в Казани ведет отсчет со второй половины XII века — эпохи трагического раскола Русской Православной Церкви. Сюда были высланы участники стрелецких бунтов. Местом их жительства стала Суконная слобода, как раз где сегодня находится единственная старообрядческая церковь. При Екатерине II в городе существовали два основных течения старообрядчества — приемлющих священство и беспоповцы Поморского согласия.
«Золотым временем» стал период после принятия законоположений о веротерпимости (1905−1906 гг.) до установления Советской власти (1917−1918 гг.), когда начались гонения на представителей всех конфессий. Община старообрядцев, приемлющих священство Белокриницского согласия, ныне Русская Православная Старообрядческая Церковь, продолжала оставаться самой крупной в городе.
Сегодня старообрядческая община Казани насчитывает около 2 тыс. человек. В Республике Татарстан старообрядцы также живут в районе низовьев реки Свияги (Верхнеуслонский район РТ).
Елена Карташева:
— Современный период истории Русской Православной Старообрядческой Церкви в Казани начался с 1980-х годов. В 1989 году на улице Островского после восстановления был освящен храм во имя Пресвятой Богородицы в честь явления Ее иконы во граде Казани. Настоятелем церкви является отец Геннадий Четвергов. В 1997 году была восстановлена Казанско-Вятская епархия, в состав которой вошли приходы по республикам Татарстан, Удмуртия, Марий Эл, Чувашия, Мордовия, Кировской и Ульяновской областям. В 2001 году в сан епископа был рукоположен священноинок Андриан. А в 2003—2005 годах владыка Андриан являлся митрополитом Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Двери церкви всегда открыты. Однако старообрядческую общину долгое время окутывало немало мифов и кривотолков. Впрочем, объяснение некоторым из них журналистам удалось получить во время беседы с отцом Геннадием. Община, действительно, ведет несколько замкнутый образ жизни. Вызвано это в первую очередь стремлением сохранить нравственность и душевную чистоту.
Дети здесь с пеленок знают, что душе полезно, а что нет, поэтому не удивительно, что в некоторых старообрядческих семьях не смотрят телевизор, зато любят исполнять трогающие душу музыкальные произведения. А еще старообрядцы высоко ценят знания и образование. Если имена иноков может и не всем известны, то о боярыне Морозовой слышали даже не верующие.
Настоятель храма, протоиерей, отец Геннадий:
— Почему мы открыли пресс-службу? Потому что мы попали в центр жизни столицы республики географически. Пришло время развенчивать мифы. Мы хотим давать верные толкования возникающим в миру домыслам. Нам хочется, чтобы люди услышали о нас что-то более-менее правдоподобное.
Наша общая задача — спасти общество от глобального растления. У нас накопился бесценный опыт, как, находясь в условиях развращенности, сохранить себя, свою семью и своих детей, и мы им готовы делиться. Кстати, недавняя встреча президента России Дмитрия Медведева с представителями духовенства говорит о том, что власть заинтересована в совместных решениях по спасению духовности и нравственности страны. Курс на открытость нам задал митрополит Андриан, призвавший не держать врата церквей от службы к службе закрытыми.
И журналистам позволили не только убедиться в доступности информации об общине, но и сделать фотографии в самой церкви. Фотосъемка старообрядцев не смутила. Как говорит отец Геннадий, морально они к этому были уже давно готовы.
Впрочем, живут-то они среди нас, и возможно, где-то совсем рядом. Ходят на работу, растят детей. Узнать старообрядца внешне можно: мужчин по бородке, женщин по покрытой платком голове. Стричься и бриться им действительно нельзя, за этот проступок — временный запрет на причастие. «Человек должен быть таким, каким создал его Бог», — считают они. Поэтому на работу в правоохранительные органы и в армию, где запрещается иметь на лице растительность, их не берут.
А вот от технического прогресса они не отказываются. Лишь бы душе не вредил. И семьи стараются создавать внутри общины. Хотя бывают и исключения. В таких случаях молодые выясняют: есть ли общие взгляды на жизнь, не будет ли в дальнейшем разногласий по поводу веры. Для старообрядцев основа крепкой семьи — вера.
К оплате обрядов здесь тоже свой подход. «Прайс-листов» здесь нет. Если чувствует человек, что надо отблагодарить церковь за возможность креститься, венчаться — пожалуйста. Но чтобы отказать малоимущему, такого здесь не припомнят. Хоть и живет община по своим, внутренним законам, но и мирянам в помощи не отказывает. Когда-то у старообрядцев была своя бесплатная столовая, где кормились неимущие. Сейчас помещения для такой столовой нет, хотя есть желание помогать нуждающимся.
Отец Геннадий:
— Церковь не должна быть богатой. И если нет непомерных налогов, нет надрывной борьбы за выживание, то и бизнес в ее стенах процветать не будет. Хотя зарабатывать средства для благих целей не возбраняется. Что касается служителей, то у них и имущества своего быть не должно.
Все, что нужно человеку для праведной жизни, — не курить, не злоупотреблять спиртным, соблюдать посты, жить в венчаном браке, не изменять жене, и приносить пользу там, где работаешь, содержа ежедневно душу в чистоте.
Продолжилась беседа журналистов со старообрядцами в трапезной, за постным угощением. Посты, кстати, по продолжительности и количеству совпадают с новообрядными, с теми, к которым мы привыкли.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: