Участие в нынешних выборах 4 татарстанских отделений всероссийских партий вроде бы дает избирателю определенный выбор. Однако, судя по дискуссии, которая состоялась 24 февраля в Торгово-промышленной палате РТ (круглый стол, посвященный международному Дню политического консультанта — прим. авт.), реальность этого выбора пока под большим вопросом.
Роман Беляков, заведующий отделом по взаимодействию с общественно-политическими формированиями Управления по вопросам внутренней политики Президента РТ:
— Двухпартийная система для России подходит, но это перспективы отдаленного будущего. В настоящее время в нашей стране нет второй полноценной системообразующей партии. «Справедливая Россия» как 2 системообразующая партия пока не состоялась.
Александр Таркаев, председатель Совета директоров ОАО «Диалог-инвестментс», Председатель Административного совета Торгово-промышленной палаты РТ, депутат Государственного совета РТ, эксперт TatCenter.ru по экономическим вопросам:
— Одна из главных проблем современных политических партий России — отсутствие идеологии. На политической арене выступают дублеры системообразующей партии. Они не представляют интересы определенных социальных групп.
Накануне выборов TatCenter.ru поинтересовался у представителей партий, какие меры необходимо принять на уровне Татарстана для поддержки бизнеса в кризисной ситуации. Ответы партий прокомментировал доцент кафедры политологии КГУ, кандидат социологических наук Андрей Большаков.
Андрей Большаков:
— Для начала необходимо отметить, что согласно законодательству, в современной России на уровне регионов могут действовать только региональные отделения всероссийских политических партий, поэтому партии на местном уровне должны проводить общую стратегию, учитывая специфику того или иного региона. Это, во-первых.
Другим важным моментом является то обстоятельство, что в постсоветской России депутаты местного уровня всегда претендуют на решение глобальных вопросов общероссийского и мирового уровней — это политическая традиция и характеристика ментальности. В-третьих, политическая система в РТ устроена таким образом, что оппозиционная риторика по ряду вопросов не свойственна даже местным коммунистам, что вызывает конфликты с центральным аппаратом КПРФ. Что касается ЛДПР и «Справедливой России», то на федеральном уровне они являются отрядами единой «партии власти».
«Единая Россия»
На последнем, X Съезде, Председатель партии, глава Правительства Российской Федерации Владимир Путин предложил четкую антикризисную программу, которая сегодня реализуется на всей территории страны. Она, в частности, включает помощь промышленным предприятиям, строительному сектору, банкам, малому и среднему бизнесу.
Руководство Татарстана и региональное отделение партии «Единая Россия» в настоящий момент реализует ряд антикризисных мер, в том числе по поддержке бизнеса. Так, был увеличен размер средств для поддержки малого и среднего бизнеса, принимаются необходимые нормативные акты, направленные на отмену избыточных разрешительных документов и проверок, осуществляются меры по снижению налогового бремени на реальный сектор экономики.
Андрей Большаков:
— ЕР фактически сливается с нынешней администрацией федерального и регионального уровней, поэтому говорить о каких-то реальных делах самой политической партии не приходится. Партия пропагандирует внешнюю природу современного кризиса. На самом деле именно современная «партия власти» виновна в глубине кризисных явлений, которые вызвали гораздо больший обвал российских экономической и финансовой систем, чем в зарубежных странах.
Ставка на продажу энергетических ресурсов и болтовню о развитии нанотехнологий, производства, образования
Роль ЕР в общественной жизни РТ и, особенно в экономике, незначительна. Партия является лишь частью административного аппарата, который реально управляет экономической и политической ситуацией в республике. Поскольку практически все руководство республики состоит в ЕР, то именно его политика и будет определяющей при выходе из кризиса. В целом она более взвешенная, чем общефедеральная, поскольку местное руководство находится ближе к экономическим и социальным проблемам народа. При этом основные финансовые ресурсы находятся у федерального центра, и их грамотное распределение во многом будет влиять на эффективность действий региональных властей.
КПРФ
1) Разработать и принять пятилетний план развития промышленности и сельского хозяйства Татарстана. Обеспечить создание новых квалифицированных и хорошо оплачиваемых рабочих мест. Восстановить авиастроение, судостроение, приборостроение в республике и другие высокоинтеллектуальные производства.
2) Принять республиканскую программу поддержки сельского хозяйства и животноводства. Государство должно закупать продукцию по достойным ценам, обеспечивающих окупаемость трудозатрат сельчан, дотировать закупку топлива и минеральных удобрений и оказывать помощь даже самым малым сельским производителям.
Андрей Большаков:
— КПРФ в ближайшие годы не сможет прийти к власти в стране в целом и в РТ — в частности. Поэтому представленные для экспертизы меры носят во многом популистский и нереальный характер. Можно согласиться, что создание новых рабочих мест и подъем машиностроения существенно упрочили бы современное положение республики, но методы, которыми это будет достигаться, явно утопичны (пятилетний план, программа поддержки сельского хозяйства).
Скорее всего, КПРФ сможет получить несколько мандатов (4−8) в составе ГС РТ, но этого явно не хватит для принятия альтернативных программ по развитию экономики на республиканском уровне.
ЛДПР
Следует прямо сказать, что сейчас малый бизнес развивается больше не благодаря осуществляемой экономической политике, а преодолевая ее рогатки и барьеры. Очень высок процент за кредит. Если он 15\%, то рентабельность малого бизнеса должна быть значительно выше, а это возможно больше в спекулятивных, экспортно-импортных операциях, торговле, чем в реальном производстве товаров и услуг. Кредит редко можно получить без залога и поручителей. Спрашивается, где взять первоначальный, даже небольшой, капитал для развития своего дела. Банкам надо больше рисковать, иметь специальные отделы по работе с малым бизнесом.
Реализация программных положений ЛДПР — это обеспечение занятости, строительство и модернизация заводов, фабрик, производств. Следует ограничить импорт и развивать собственное производство автомобилей, тракторов, самолетов, холодильников, стиральных машин, товаров массового спроса. Государство, местные власти и бизнес должны создавать совместные проекты по развитию отечественного производства. Сейчас этим плохо и мало занимаются. Все танцы вокруг нефти и газа. Такую политику надо менять.
Андрей Большаков:
— Можно согласиться с общим пафосом предлагаемых мер. Но методов реализации теоретических положений почти нет. Программы, связанные с развитием малого бизнеса, вполне реализуемы на уровне республики. В этом — реалистичность предлагаемых мер, но будет ли заинтересовано в этом руководство республики, которое делает ставку на крупный и средний бизнес кланового характера? При модернизации машиностроения необходимо учитывать и традиционную российскую отсталость в ряде его областей (автомобили, бытовая техника). Может быть лучше модернизировать то, что традиционно приносило неплохие прибыли и пользовалось спросом за рубежом (прежде всего, предприятия ВПК)?
«Справедливая Россия»
1) Объявить налоговые каникулы сроком на 1 год, то есть поддержать производство снижением НДС до 10\% с 4 квартала 2008 года. Цена вопроса для федерального бюджета — 1 трлн. рублей.
2) Освободить малые предприятия, зарегистрированные до 1 октября 2008 года, от налога на прибыль, единого налога по упрощенной системе, земельного налога и налога на имущества, сроком на 1 год. При этом федеральный бюджет должен возместить региональным выпадающие доходы.
3) Установить 6\%-ное субсидирование платежей предприятий, которые берут в лизинг продукцию отечественного машиностроения, упростить участие в тендерах на получение оборонного заказа, допустить к тендерам только производителей, а не посредников, увеличить до 70−80\% аванса, который получит компания, имеющая право на госзаказ.
4) сократить расходы малых предприятий на выкуп арендованных помещений в регионах. Площадь выкупаемых помещений партия предлагает увеличить до 5 тыс. кв. м, а рассрочку продлить до 10 лет;
5) верхнюю границу годового дохода, дающего малому предприятию право применять упрощенную систему налогообложения, необходимо повысить до 100 млн. рублей, а для инновационных предприятий — до 200 млн. рублей и снизить для них же ставку налога по «упрощенке».
6) Сократить помощь фондовому рынку и задолжавшим зарубежным кредиторам. В результате высвободится до 1,5 млрд. рублей, которые можно перевести в бюджет и направить на развитие производства, решение социальных задач и восполнение потерь бюджета от снижения налогов. Государство должно помогать лишь тем компаниям, которые нельзя потерять или передать другим собственникам. При этом средства должны выделяться в обмен на акции или путем выкупа государством залогов, то есть частичную национализацию.
Андрей Большаков:
— У СР радует конкретика и наличие методов реализации устойчивого положения в экономике. Некоторые из мер могут быть реализованы и на местном уровне (поддержка малого бизнеса). Реализация целого ряда предложенных мер возможна только на федеральном уровне (снижение НДС, федеральные компенсации), поэтому даже если представить победу СР на местных выборах, то выполнить подобные обещания не удастся, а поскольку в лучшем случае партия может претендовать на 4 мандата, то говорить о реалистичности подобных проектов не приходится.
Кстати, в последнее время в некоторых федеральных СМИ постоянно говорится о том, что руководство РФ настроено на укрепление СР и что на следующих федеральных выборах партийный список возглавит нынешний Президент России Дмитрий Медведев. При подобном раскладе сил можно говорить о значительном увеличении влияния СР на общероссийскую политику и даже замену ей ЕР. В этих условиях СР сможет влиять на проводимую экономическую политику во всех регионах страны. В настоящий момент подобное развитие событий маловероятно.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: