Политический лозунг — это некий принцип, выдвигаемый политической силой (движением, партией, государством) как основа её деятельности в некий период времени. В политической риторике лозунг выполняет функции призыва, побуждения к определенным действиям, а также функции знамени, символа, вокруг которого консолидируются определенные силы.
В политической рекламе функция лозунга близка к слогану торговой рекламы, поэтому многие исследователи считают данные понятия синонимами. Как и в торговой рекламе, в нем преобладают имиджевые компоненты. Меньшую роль играет мотивирующий компонент.
Понятие «слоган» (sluagh-ghairm) восходит к гальскому языку и означает «боевой клич». Это очень точно и весьма образно отражает сущность любой рекламы: пленить потребителя и уничтожить конкурентов.
Слоган занимает одно из центральных мест в структуре рекламного текста. Вместе с рекламируемым собственным (политическим) именем он выражает основной смысл рекламной концепции. Например, в наружной рекламе весь текст обычно состоит из рекламируемого собственного имени и сопровождающего его слогана.
Характерной чертой слогана является постоянство выражаемой им рекламной идеи. С течением времени вербальное выражение может изменяться, а сама идея остается неизменной.
Алексей Богачев, доцент кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского государственного технологического университета, кандидат политических наук:
— Слоган играет важную роль в политической рекламе. Творчество в области сочинения лозунгов можно сравнить со стрельбой. Одни могут дать очередь — и промахнуться, другие — одним выстрелом поразить цель. Вот и хороший слоган сродни меткому выстрелу: краткий и точный. Слоган должен в сжатой форме выражать основную идею, которую партия хочет донести до избирателя на конкретных выборах.
Правда, к вышеизложенному хотелось бы сделать одну оговорку. Слоганы играют непреходящую роль тогда, когда речь идет о свободных демократических выборах. А если выборы представляют собой смесь из масштабного включения административного ресурса и фальсификации результатов и напоминают изнасилование воли народа в извращенной форме, то тут уж, извините. Хоть весь электорат обслогань — это делу не поможет!
Андрей Большаков, доцент кафедры политологии КГУ, кандидат социлогических наук:
— Удачно подобранный лозунг может быть центральным элементом всей избирательной кампании. Так, во время выборов в Госдуму России в 2003 году ЛДПР шло под слоганом «Мы за бедных, мы за русских!». Несмотря на содержащуюся в нем стилистическую ошибку, многим избиратели он пришелся по душе, что непременно отразилось на результатах голосования.
Что касается нынешней избирательной кампании в Госсовет Татарстана, то, на мой взгляд, ни одна из партий не придумала оригинального и душевного слогана.
TatCenter.ru задал представителям партий следующие вопросы:
- С какими лозунгом (-ами) Ваша партия идет на выборы в Госсовет РТ в нынешнем году?
- Почему был сделан выбор именно в пользу этого лозунга (-ов)?
Мы также попросили экспертов прокомментировать лозунги партий. При этом для чистоты эксперимента казанские политологи не были осведомлены о мотивации выбора партии в пользу того или иного лозунга.
«Единая Россия»
Политический лозунг: «Без булдырабыз! — Мы можем!»
Обоснование выбора: «Всем известное высказывание Президента Татарстана, Сопредседателя Высшего совета партии „Единая Россия“ Минтимера Шаймиева вот уже на протяжении нескольких лет является своеобразным девизом регионального отделения партии. В условиях пришедшего к нам мирового финансового кризиса лозунг „Без булдырабыз!“ приобретает судьбоносное значение. Наша задача — не просто выжить и переждать, а выйти из кризиса сильными, уверенными, окрепшими, сохранить профессиональные кадры, оптимизировать производство, очиститься от непрофильного бизнеса. Мы уверены, так и будет — мы сможем!»
Алексей Богачев:
— Единороссовскому лозунгу с сексуальным оттенком «Мы можем!» не хватает понятности. Хотя, вероятно, я и ошибаюсь. В том, что новая КПСС может многое, никто и не сомневается.
Андрей Большаков:
— В ходе данной избирательной к ампании «Единая Россия» руководствовалась принципом: удачный лозунг послужит и сейчас. Мол, коней на переправе не меняют.
КПРФ
Политический лозунг: «Выход есть — КПРФ!»
Обоснование выбора: «Выбор сделан в пользу этого лозунга, исходя из той катастрофической ситуации, в которую загнали Россию нынешние управленцы страной. Только команда КПРФ (как это было после дефолта 1998 года при правительстве Примакова — Маслюкова) способна отвести государство от пропасти, сменив экономический курс».
Алексей Богачев:
— Лозунг КПРФ я бы поставил на последнем место среди всех представленных вариантов. Правда если он будет идти, скажем, в конце ролика о негативе в нашей жизни, то он логичен. Но пока в кампании КПРФ я такой логики не замечал. Отсюда и вопросы — «А куда выход? В открытый космос?»
Андрей Большаков:
— Лозунг интересный. Ведь в последнее время за КПРФ голосуют не только коммунисты, но и протестный электорат. Эти люди могут уцепиться за данный слоган и проголосовать.
ЛДПР
Политические лозунги: «Говорить правду!», «Не врать и не бояться!»
Обоснование выбора: «Нет ничего хуже жить надеждой. Надо работать, а не мечтать о коммунизме, демократии и свободе. Избавляться от грез надо. Тогда построим рыночное хозяйство. Нельзя расслабляться ни человеку, ни гражданину».
Алексей Богачев:
— На первое место в госсоветовской избирательной кампании я бы поставил слоган ЛДПР «Не врать и не бояться!» Он уже использовался в думской избирательной кампании. Как только его не переделывали оппоненты ЛДПР: «Врать и не бояться!», «Брать и не бояться!» Но, по крайней мере, раз обсуждали, значит, «зацепило», попало в точку. Второй слоган ЛДПР перепевает первый и банально звучит.
Андрей Большаков:
— Вся деятельность ЛДПР связана с активностью руководителя партии Владимира Жириновского. Эти слоганы в его духе. Мне представляется, что эти лозунги были спущены из Москвы, но вряд ли их энергетический заряд поможет отделению ЛДПР в Татарстане.
«Справедливая Россия»
Политические лозунги: «Работающий человек не должен быть бедным!», «Мы за справедливость!»
Обоснование выбора: «Выбор слоганов обусловлен программой партии».
Алексей Богачев:
— Эти слоганы я бы поставил на второе место после ЛДПР. В отличии от «Единой России» здесь хоть понятно, о чем идет речь.
Андрей Большаков:
— Второй лозунг в силу специфики партии актуален. Так и должно быть. Что касается первого слогана, то я его впервые слышу. Лозунг интересен, но большинство людей его не знает. При грамотном педалировании он смог бы принести партии 1−2%.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: