Основными причинами сегодняшнего экономического кризиса в России являются фундаментальные недостатки в структуре ее экономики и, в частности, неразвитость финансовой системы. Такие выводы делают авторы доклада «Экономический кризис в России: экспертный взгляд» из Института современного развития (ИНСОР), действующего под патронажем президента России Дмитрия Медведева.
Сами власти любят утверждать, что кризис — это «инфекция», занесенная в страну из западной экономики. Премьер-министр Владимир Путин в последний раз говорил об этом 28 января, открывая Всемирный экономический форум в Давосе. Причиной кризиса он назвал сбой «системы глобального экономического роста, в которой один центр практически без ограничений и бесконтрольно печатает деньги и потребляет блага, а другой производит недорогие товары и сберегает выпущенные другими государствами деньги».
Внешнее воздействие лишь обнажило существовавшие у нас проблемы, утверждают авторы доклада. Преодоление кризиса в первую очередь зависит от экономических действий властей. Пока уже принятые правительством антикризисные меры «страдают отсутствием долгосрочного подхода», заявил редактор доклада и предправления института Игорь Юргенс на презентации исследования 9 февраля.
«Наш доклад совпал с завершением первого этапа антикризисного регулирования», — отметил эксперт ИНСОР Никита Масленников. Закончилось «пожаротушение», и уже в этом квартале властям придется принять ряд более долгосрочных финансовых мер. А значит, и пройти через ряд «развилок», требующих политической воли и определенного выбора.
Во-первых, при достижении планового уровня девальвации национальной валюты 41 рубль за бивалютную корзину, который, скорее всего, сохранится до конца I квартала 2009 года, необходимо осуществить ряд последовательных действий по снижению инфляции. Но при монетарном подавлении инфляции велик риск излишнего сжатия денежного предложения, что может затянуть выход из кризиса, отмечает экономист.
Вторая «развилка» заключается в изменении модели денежного предложения: при ухудшении платежного баланса России единственным источником финансовых ресурсов для экономики становится кредит Центробанка. Здесь перед властями встает еще один выбор — либо предоставлять банковскому и реальному секторам ликвидность от щедрот государства, либо изначально оставлять больше денег у предприятий. Но последнее означает снижение налоговых поступлений при грядущем бюджетном дефиците.
И, наконец, государство должно принять решение — помогать ли российским корпорациям в погашении около $ 120 млрд. внешней задолженности, приходящейся на 2009 год, или оставить их один на один с кредиторами.
Эксперты ИНСОР советуют властям сделать акцент на поддержку реального сектора, в том числе путем получения доступа к государственному финансированию, гарантиям, субсидиям на процентные ставки. Кроме того, по их мнению, власть должна стимулировать спрос посредством активной реализации инфраструктурных проектов. Кризис в России стал не только чисто экономическим и финансовым, но также и кризисом управления, добавил главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Андрей Блохин. Существующая система действовала в условиях стабильных поступлений от сырьевой ренты, но теперь нужны новые системные связи между центром и регионами, которые страдают от кризиса больше. То есть, необходимо антикризисное регулирование на региональном уровне.
Ключевым приоритетом государства должно стать преодоление нежелательных социальных последствий кризиса. Но здесь пока, по мнению экспертов, нет повода для паники. Государство поддержит бюджетников, тем более что в их структуре спроса велика доля отечественной продукции, а у увольняемых менеджеров есть запасы на черный день, и они тоже не будут голодать, пояснил соавтор доклада президент фонда «Институт энергетики и финансов» Леонид Григорьев. Значительный урон от кризиса, правда, понесли 100−200 тыс. граждан, игравших на бирже на собственные сравнительно небольшие деньги. «Сейчас же эти „физики-студенты“ снова вернулись к игре в тетрис», — не переживает Леонид Григорьев.
Выход же из кризиса — в стимулировании конкуренции, убеждены авторы доклада. «Рост роли государства в экономике, поддержка неэффективных компаний и ослабление рыночных институтов представляют основные риски как сегодня, так и в будущем», — отметил Игорь Юргенс. Власть должна снизить административные барьеры, гарантировать субъектам предпринимательства права собственности на результаты их труда, подчеркнул Леонид Григорьев. Таким образом, кризис будет не только преодолен, но и использован для устранения «очевидных перекосов и деформаций, которые тормозили развитие России задолго до начала мирового кризиса», надеется Игорь Юргенс. Но очевидно, что это требует не только экономических, но и политических сдвигов, «начала диалога между государством, бизнесом и всеми политическими и общественными силами страны».
«Ставка на поддержку частного бизнеса и внимание к инфраструктурным проектам, о которых государство в условиях экономического кризиса не должно забывать, — главные плюсы доклада», — соглашается с мнением его авторов управляющий партнер консалтинговой компании ФОК Моисей Фурщик. Но вот по поводу оправданности применения государством отдельных мер можно поспорить. «В частности, необоснованно предложение по введению неких критериев, на основе которых будут определяться предприятия, получающие прямую государственную поддержку, — считает Моисей Фурщик. — Прямая государственная поддержка — это всегда субъективно и неэффективно». Госпомощь должна предоставляться на конкурсной основе, советует он.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: