О ревизии инвестпроектов, претендующих на средства Инвестфонда, правительство объявило еще в ноябре 2008 года. На время кризиса чиновники решили ужесточить требования к получателям бюджетных средств: заново переоценить качество и эффективность проектов, пересмотреть сроки реализации.
12 января Дмитрий Козак на заседании президиума правительства доложил о результатах проделанной работы. Чиновники намерены урезать объем средств Инвестфонда почти в два раза: с 113 млрд. рублей, запланированных на 2009 год, до 64 млрд. рублей. Эти деньги, по словам г-на Козака, пойдут на финансирование лишь 15 проектов общегосударственного значения. Всего «на балансе» фонда находится 21 федеральный проект общей стоимостью 1,265 трлн. рублей, из которых порядка 363 млрд. рублей — бюджетные.
Как пояснил Дмитрий Козак, правительство продолжит оказывать помощь проектам, по которым уже начато строительство, а инвесторы подтвердили утвержденные объемы финансирования. В их числе проекты, заручившиеся поддержкой Инвестфонда раньше других: строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, развитие Нижнего Приангарья, создание транспортной инфраструктуры в Читинской области, возведение нефтеперерабатывающих заводов в Нижнекамске, строительство перегрузочного комплекса в порту Усть-Луга и другие. «Их реализация позволит создать на период строительства до 20 тыс. рабочих мест, причем десять проектов реализуются в регионах, где имеется напряженность на рынке труда», — уточнил г-н Козак.
Борьба с кризисом уже обошлась российскому государству в 9,9 трлн. рублей, подсчитали в компании ФБК. Если суммировать многочисленные транши, то получится, что более 7 трлн. рублей государство потратило на повышение ликвидности банковской системы и предупреждение банкротств ряда банков. Около 1 трлн. рублей направлено на поддержку реального сектора экономики, 0,3 трлн. рублей — на помощь финансовому рынку. Еще 1,35 трлн. рублей государство обязалось предоставить на рефинансирование внешнего долга компаний и банков. На инфраструктуру государство дополнительно не выделило ни копейки — в отличие от Китая, который намерен потратить на эти цели порядка 100 млрд. долларов в ближайшие два года.
Сокращение расходов на инфраструктуру эксперты объясняют ожидаемым дефицитом федерального бюджета в размере 1,5−2,5 трлн. рублей (по данным Минфина). «Мы вынуждены только что запущенные инвестпроекты посадить на голодный паек», — говорит партнер ФБК Игорь Николаев. Причем проблемы возникают и с этими проектами: правительство признается, что нередки случаи, когда частные инвестиции отстают от государственных и наоборот.
Экономия на инфраструктуре, по мнению директора департамента транспортных и инфраструктурных проектов АКГ «Развитие бизнес-систем» Аллы Уваровой, может в перспективе негативно сказаться и на развитии национальной экономики, и на конкурентном положении России на мировом транспортном рынке. С начала 90-х годов объем ежегодных потерь России из-за недофинансирования инфраструктуры в ИК «Ренессанс Капитал» оценивают в 6% ВВП.
Между тем в инфраструктуре занято около 15% рабочей силы России (в Сибири и на Дальнем Востоке эта доля выше). «Вложения в инвестпроекты — отличный способ стимулировать внутренний спрос в период кризиса», — считает руководитель аналитической группы по инфраструктуре и транспорту ИК «Ренессанс Капитал» Пол Роджер.
При этом кризис удешевил реализацию ряда инфраструктурных проектов на 20−25%, так как сильно упали цены на конструкционные материалы, напоминает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников. Он полагает, что «ответом на кризис должно быть не снижение финансирования проектов, а в первую очередь работа над снижением себестоимости».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: