Новости
26 Ноября 2008, 10:14

Проходимцы в спорте — это опасно!

Нет ничего дороже человеческой жизни. Однако об этом порой забывают в погоне за деньгами. Проблема в том, что выбирать спортсменам-любителям не из чего: официальных клубов и федераций по пальцам сосчитать, да и найти их не так то легко. Зато аферисты и мошенники в своих услугах не отказывают.

Год назад погиб казанец, решивший провести выходные на парапланерных полетах. Аналогичная ситуация случилась и с двумя мензелинскими любителями неба. Этих трагедий могло бы не быть, если бы полетами руководили опытные, профессиональные инструктора. Безответственные люди есть и в спорте.

Уже несколько лет среда российских парапланеристов взбудоражена деятельностью некого Игоря Лахнова, жителя города Набережные Челны. Мнения разделились. Новички и непрофессионалы обеими руками «за», опытные спортсмены — категорически «против». Дело в том, что несколько лет назад Игорь организовал клуб. В разное время он назывался по-разному, но суть оставалась одна — любой желающий совершенно без ограничений и подготовки мог стать парапланеристом.

Парапланеризм или параглайдинг — это полеты на параплане. Вид спорта или стиль жизни и отдыха, появившийся в России несколько десятилетий назад. Удивительные ощущения, которые способен подарить параглайдинг, делают его все популярнее и привлекательнее. Это не прыжки с управляемым парашютом, а настоящий полет на крыле с использованием энергии восходящих потоков воздуха. Для набора высоты пилоты используют восходящие воздушные потоки: термические (возникают от разницы температур воздуха и поднимающихся от нагретой земли воздушных масс) и динамические (возникают при столкновении ветра с препятствием, чаще всего горой).

Обычно пилоты стартуют на склонах холмов, сопок или гор, строго против ветра, уходят на маршрут, используя попадающиеся термические потоки (термики). Параглайдинг — это экстремальный вид спорта, и малейшая ошибка в нем может иметь большие последствия для здоровья спортсмена.

Парапланеризм как вид отдыха, действительно, занимательный: выходные на свежем воздухе, без особых хлопот и подготовки, ощущения от полетов просто неописуемые… Стоимость проката летного оборудования у Игоря Лахнова входила в общую сумму, впрочем, не очень большую. Такие полеты пользовались популярностью не только у жителей Н. Челнов и его окрестностей, но и Казани.

Особо активные пилоты, со временем, хотят обзавестись своим летным оборудованием, и проще всего это сделать через инструктора. Вот тут и начинается «самое интересное». Как выяснялось после покупки, купола порой оказывались очень старые, не пригодные для безопасного полета. Никакие документы к ним не прилагались. Ни названия не выяснишь, ни года изготовления, а без этой информации и продать параплан уже было невозможно. Схема купли-продажи была такая, что следователи и сейчас распутать не могут, чье здесь — чье. Взял у одного, продал другому, про третьего «забыл» и деньги не заплатил. Возмущение и число тех, кому «забыли заплатить» росло, и вылилось в коллективное заявление милицию. Сейчас следователи УВД Набережных Челнов готовят передать дело в суд.

Терпеть финансовые потери хотя и неприятно, но не смертельно. Намного хуже то, что новички-парапланеристы становились жертвами своей доверчивости и неопытности. Одному мужчине полет даже стоил жизни. Почему это происходит? Потому что неопытные пилоты и знать не знали о технике безопасности, а «опытный» инструктор пренебрегал ее требованиями.

Информацию о своем бизнесе Игорь распространял всеми возможными способами: через интернет, газеты, но в основном через знакомых. Предъявить претензию никто не решался, о расписках и ответственности речи не шло. Во всех неприятностях виноватыми чувствовали себя сами ученики: «не так приземлился, не ту лямку тянул, вовремя от горы не отвернул…» Ценные советы отдавались безо всяких раций, прямо с земли. Хорошо, если пилот курсировал вдоль склона, не сильно от нее отдаляясь, тогда силы голосовых связок хватало для общения. Но бывало и так, что новичок буквально улетал под облака и скрывался из вида. Тогда его судьба зависела только от него самого, и все решения приходилось принимать самостоятельно. Кстати, узнать ученика Игоря на горе можно было по отсутствию шлема. Опытные пилоты себе такого никогда не позволяют.

Российское парапланерное сообщество рассуждает о «серых и чёрных» инструкторах, значит, они есть не только в Набережных Челнах, т. е. это — проблема не регионального масштаба.

Цитата с форума: …Кумир, показавший дорогу в небо!!! Человек, «подсевший» на адреналин полетов, никого и ничего слушать не хочет, он уже знает дорогу «туда»… Какая фамилия у кумира, неважно, мы говорим о явлении, с которым рано или поздно придется бороться. Все согласятся, что лучше там, где легче. Надо, чтобы рядом была более профессиональная группа и информация о ней была доступна в тех же местах, где есть информация о группах «серых инструкторов», советуют опытные пилоты. Тогда люди предпочтут идти к профессионалам с лучшим оборудованием, опытом и безопасностью.

Если представить на горе группу пилотов в полном снаряжении — с приборами, закрытыми шлемами-интегралами, рациями и прочими наворотами, а рядом народ прыгает с какими-то тряпками и ничего, не убиваются, то я однозначно пошел бы к ним. Это же по большому счету приключение, не так ли? Параплан привлекателен своей гениальной простотой, куча железок на первых порах только отпугивает.

Возможно, в будущем, когда-нибудь появится что-то вроде всероссийской парапланерной ассоциации, способной спонсировать профессиональные группы, чтобы те поддерживали низкие цены и привлекали людей опытом и качеством.

Почти все члены набережночелнинского официально зарегистрированного парапланерного клуба «Пегас» сейчас имеют первый спортивный разряд. Обучались они у мастера спорта по дельтапланеризму Сергея Колчина, участвовали в соревнованиях. Эти парни и девушки уже сами вполне официально могут быть инструкторами. Поэтому о действиях Игоря Лахнова судят вполне профессионально.

Сергей Пронский, пилот выходного дня:

— Прежде, чем запускать ученика в полет с горы, инструктор должен полетать сам. Изучить силу и направление ветра, особенности поведения параплана. У инструктора должна быть рация, с помощью которой он передает ученику команды, а не кричать с горы. Ученику, прежде чем полететь самостоятельно, нужно, как минимум, изучить теорию, приобрести практические навыки управления аппаратом на земле.

Игорь Лахнов теорию изучил хорошо. Голос имеет командный. В психологии, видимо, тоже разбирается. Поэтому почти каждый его клиент оказывается в ситуации, когда отказаться от полета почти невозможно. Принцип обучения у него такой: пришел на горку — лети! Не хочешь — уходи! При этом поступает Игорь хитро, все самое ответственное, например, прикрепить параплан к человеку, он поручает своему помощнику. При скорости ветра больше 3 метров в секунду ученикам, а тем более впервые пробующим летать, в полет категорически запрещено. Но Лахнову важно лишь то, чтобы клиент хоть как-нибудь прыгнул и за это расплатился.

Радик Туйкин, руководитель клуба СЛА «Икар»:

— Когда мы в 80-х годах осваивали дельтапланеризм — мы переболели и неорганизованностью, и травмами, и потерями. Но тогда выручала «клубность», коллективизм и поддержка государства в лице ДОСААФ и предприятий авиапрома. Федерация сверхлёгкой авиации РФ сразу «подхватила зародившегося младшего брата — парапланеризм — на руки», и весь опыт обучения, аттестации специалистов, сертификации сверхлёгкой авиатехники быстро внедрила в жизнь. У нас (как в России, так и в Татарстане) есть освоенные места полётов, вся необходимая документация, поправки в законодательную базу, инструктора, руководители полётов, спортсмены мирового уровня, качественные парапланы.

Обучение полётам на параплане должно проводиться под руководством опытного (!) аттестованного инструктора. Ведь любой человек рождается на земле, живёт и уходит в мир иной. А полёт для него — это совсем другое измерение, здесь нельзя остановиться и подумать. Поэтому обучаемый проходит собеседование, предоставляет справку о состоянии здоровья, страховку, проходит теоретическую подготовку по воздушному праву, практической аэродинамике параплана, воздушной навигации, авиационной метеорологии, конструкции и эксплуатации параплана, технике выполнения полётного задания, порядку действий в особых случаях.

Затем проводится тренажная подготовка, наземная подготовка (уверенное управление парапланом на земле, а также действия по самостраховке при возможных грубых посадках), сдаются зачёты по всем предметам подготовки. Сдавших с оценкой не ниже «4» по всем предметам допускают к выполнению подлётов (полёты на неопасной высоте в несколько метров). Дальнейшая лётная подготовка проводится по утверждённой программе, которая может изменяться только в сторону безопасности полётов в соответствии с усвоением упражнений. Скучно? Однако именно так готовят в авиаспорте и пилотов выходного дня, и чемпионов. Инструктор получает огромное удовольствие, наблюдая радость в глазах курсанта, освоившего очередной элемент пилотирования.

С Игорем Лахновым я познакомился при его «экстремальных запусках» и вместе с присутствовавшим при этом общественным инспектором АОН РТ Сафиуллиным Р., запретил его «эксперименты» в этот день, пригласив его к беседе в удобное для него время. Затем слышал про его лживые и некорректные высказывания в адрес некоторых казанских спортсменов и в свой адрес в интернете. Катастрофа же, о которой все наслышаны, произошла в районе Верхнего Услона, где из-за особенностей местности летать вообще недопустимо.

Сегодня, обзвонив несколько своих коллег, услышал о Лахнове только нелестные отзывы. Кроме его низкой квалификации как парапланериста и грубого игнорирования им руководящих документов в области организации полётов АОН и СЛА, у него отсутствуют педагогические способности и чувство ответственности за свою «деятельность». Многие наслышаны о его «выкрутасах» на грани мошенничества. Всё это дискредитирует такой романтичный, занимательный и красивый вид спорта как парапланеризм.

В сверхлёгкой авиации Татарстана только в 2008 году произошло немало положительного. К примеру:

  • парапланеристы Казани (Хайруллин А. и Старостин А.) в этом году внедрили новый вид старта — с помощью буксировочной лебёдки;
  • Гущин Е. провёл 2 месяца на Кавказе, летая в горных условиях;
  • Экипаж дельталёта команды РТ (Чупарков В.-Казаков А.) стал чемпионом РФ;
  • дельталётчик Шайхутдинов О. принял участие в первенстве Европы;
  • Горбунов И. в 2007 году стал призёром Южного федерального округа по парапланеризму;
  • Буранов А. создал и испытал свой очередной парамотор (из отечественных комплектующих);
  • в журнале «АОН» (Украина-Россия) напечатано 2 методические разработки клуба СЛА «Икар» по обучению и безопасности полётов на СЛА;
  • дельталётчиками в порядке оказания помощи агропромышленному комплексу обработано с воздуха порядка 40 тыс. га угодий и т. д.

Вот уж где нет «самодеятельности», так это в Центральном аэроклубе Татарстана. Вот чей опыт был бы полезен парапланеристам-«дикарям».

Геннадий Леонтьев, инструктор, тренер, парашютист Центрального аэроклуба РТ:

В спорте не должно быть случайных людей. Наша организация была создана в 1933 году. Все штатные работники несут полную ответственность за своих подопечных. Раньше мы регулярно проходили повышения квалификаций, различные курсы. Сейчас каждые два года подтверждаем свою квалификацию на квалификационной комиссии. У нас есть сертификаты, есть допуски к работе со спортсменами.

Каждый инструктор, в зависимости от квалификации, имеет определенный допуск. У меня, например, к обучению всех специалистов от начинающих до самых высоких квалификаций. У нас в плане техники безопасности проще. Новички проходят обязательную семичасовую начальную подготовку. Парашюты уложены штатными специалистами. Мы обучаем действиям в самолете, правильному отделению от самолета, приземлению. У нас есть строго определенный критерий, при котором прыжки разрешены — допустимая скорость ветра.

Обмануть и представиться опытным спортсменом новичок не сможет. Даже в процессе разговора опытным инструктором определяется степень подготовленности новоявленного спортсмена. Не перевелись еще безответственные люди. Так были выписанны допуски неподготовленным спортсменам к прыжкам более сложной категории, и в результате пострадали люди.

Разрешительные документы должны быть не только у тренера, но и у спортсмена. По всей России ведется специальный учет спортсменов, где прыжки фиксируются и проштамповываются, все приказы по допуску и теоретической подготовке тоже записываются, ставится печать и подпись ответственного лица (командира звена), все допуски на типы парашютов тоже указываются. Открываешь этот реестр, и можешь отследить, на что этот человек может претендовать.

«Самодеятельности» у парашютистов не должно быть потому, что для прыжка подходит не каждая модель самолета. Хоть и есть они у частников, но что-то не припомню, чтобы в Татарстане самостоятельно кто-то прыгал. «Овчинка выделки не стоит» — частнику невыгодно покупать самолет ради пары парашютистов. Парапланеристам должна давать допуск федерация авиационных видов спорта, контролировать их деятельность. В 90-е годы была полная анархия, доходило до того, что люди брали списанные купола, привязывали стропы, связывали, сшивали. От дикарей спасения нет, авантюристов много, мошенников тоже. Граждане должны быть предельно осмотрительными и менее доверчивыми. Ведь речь идет о собственной жизни.

Экстремалы хотели войти в Российскую Федерацию парашютного спорта, но их не приняли. Почему? Потому что для них никаких законов не писано, а кто захочет брать на себя ответственность? Как-то этот процесс удалось упорядочить. С Останкинской башни получили разрешение прыгнуть… Но много остается «дикарей-авантюристов», и отследить их всех невозможно.

В первую очередь, в наведении порядка в среде спортсменов-любителей, должны быть заинтересованные городские власти. Надо находить деньги, создавать клубы, энергию молодежи девать некуда и надо направлять ее в нужное русло.

Шавкат Умаров, начальник территориального управления Госавианадзора (ФСНТ):

— Эксплуатируемое воздушное судно обязательно должно состоять в реестре, иметь сертификат летной годности и допуск, такой же, как для вождения автомобиля. Однако эти требования не распространяются на сверхлегкие летательные аппараты, масса которых менее 75 килограмм (вес оборудования парапланериста около 15 кг. Прим.авт.) Поэтому парапланы в нашей инспекции никак не учитываются и не контролируются. Тем более, никто не будет «ловить» по полям экстремала-любителя, хотя в этом направлении мы планируем установить взаимодействие с участковыми уполномоченными милиции.

Воздушным кодексом определяются понятия, общие для тех, кто использует воздушное пространство. Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты воздушного движения, районы аэродромов, запретные зоны и опасные зоны. Это районы полигонов, взрывных работ и тому подобное, зоны ограничений полетов воздушных судов. Эта структура утверждается Правительством Российской Федерации.

Нарушение воздушного законодательства влечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность. Так что в интересах самих спортсменов им просто необходимо придерживаться общих правил и требований. Занятия любым видом аэроспорта — это огромная ответственность, поскольку неквалифицированные, непрофессиональные действия спортсмена могут привести к непоправимым последствиям и даже к авиакатастрофе.

Курс обучения на параплане по программе «Планирующие полеты» стоит 8,5 тысяч рублей. Курс обучения на дельталёте по программе «До самостоятельного вылета» — 41 тысяча рублей. Спрашивается, зачем я буду платить деньги за обучение, когда можно купить параплан, прочить книгу Зигмунда Френкеля, найти гору и отправиться в небо… А вдруг мне повезет?! К сожалению, здесь мне найдется немало единомышленников.

Новости
12 Декабря 2024, 19:42

Бюджет Нижнекамска составит ₽10,7 млрд В 2025 году

Это почти на 500 млн больше, чем в текущем году.

На сессии Нижнекамскского района и города утвердили бюджет на 2025 год в размере 10,7 млрд рублей, что на 500 млн больше, чем в 2024 году. Об этом сообщила Светлана Логинова, глава департамента по бюджету и финансам. Ожидается, что в 2026 году бюджет возрастет до 11,4 млрд рублей, а в 2027 году — до 12,2 млрд.

Собственные доходы района в 2025 году составят 3,4 млрд рублей. Благодаря безвозмездным поступлениям муниципалитет получит 7,2 млрд рублей: 4,5 млрд из бюджета РТ, 2,4 млрд из бюджета Нижнекамска и 256 млн из федерального бюджета. Основная статья расходов района — образование, на которое приходится 8,4 млрд рублей.

Напомним, общий объем расходов консолидированного бюджета Татарстана на 2025 год составит 525,6 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: