На днях в Королевстве Саудовская Аравия, в городе Джидде плодотворно продолжился диалог между Россией и исламским миром. Пожалуй, образно так можно назвать четвертое заседание группы стратегического видения «Россия — исламский мир», в котором Вы участвовали в качестве главы российской делегации. Минтимер Шарипович, Вы с Евгением Максимовичем Примаковым являетесь сопредседателями этой группы, расскажите, пожалуйста, о её деятельности и задачах.
— Начало диалога между Россией и исламским миром и формирование международной авторитетной группы стало возможным после исторического события — вступления в 2005 году России в ОИК в качестве наблюдателя. В 2006 году мы создали Группу стратегического видения «Россия — исламский мир». Сам факт ее создания указывает на заинтересованность России в выделении «исламского мира» в качестве одного из приоритетных направлений российской внешней политики. Такие площадки дают возможность вести конструктивный диалог, обсуждать проблемы и находить их решение.
Предыдущие заседания Группы прошли в Москве, Казани, Стамбуле, четвертое состоялось 27−29 октября в Джидде. Наши дискуссии на этих встречах всегда полезны, высказывается много интересных мыслей. Участники группы в самом начале задавались вопросом: чем именно должен быть наполнен диалог России с исламским миром? И на первой же встрече мы пришли к общему мнению: речь идет не только об исламе как религии. Речь идет об отношении России с исламским миром в широком смысле слова — это и культура, и экономика, и политика. Ведь большинство членов нашей группы — не религиозные деятели. Это политики с огромным опытом государственной деятельности, люди, знающие, как выстраивать государственно-религиозные отношения. Наши убеждения таковы: чтобы в мире было меньше конфликтов, очень важно вести диалог на условиях равного партнерства.
Недопустимо говорить о превосходстве одной цивилизации над другой. У каждой культуры и религии есть вечные ценности. У каждого народа есть свой образ жизни, свои традиции. Поэтому при контактах между странами необходимо понимать, как живут народы, а не пытаться повлиять на них, так как это — безнравственно. Но, к сожалению, такие примеры в мире есть, и наша деятельность направлена на то, чтобы их не было. В Джидде мы обсуждали широкий круг вопросов, касающийся межрелигиозного и межкультурного диалога, а также современного состояния международных отношений в эпоху глобализации. Отрадно отметить, что с каждой встречей взаимопонимания становится больше. Мы начинаем лучше слышать друг друга. И, конечно же, мы хотим быть услышанными широкой мировой общественностью.
Как бы Вы охарактеризовали нынешний уровень отношений России и мусульманских стран?
— В последние годы мы стали свидетелями значительных позитивных перемен в развитии и укреплении нашего сотрудничества в этом направлении. Очевидно, что Россия четко определилась со своей стратегической линией на мусульманском Востоке. Россия стала прогнозируемым партнером Исламского мира. Речь, прежде всего, идет о восстановлении необходимого уровня доверия и предсказуемости в наших отношениях, а также уверенности в том, что стремление к развитию долгосрочного сотрудничества с Исламским миром — это не конъюнктурный момент для России. При этом нужно иметь в виду и то, что для мусульманских стран тоже очень важно стратегическое партнерство с Россией, стремящейся к многополярному миру и не покушающейся на ценности, традиции, самобытность и суверенитет государств мусульманского Востока.
Наши отношения со странами мусульманского Востока в последние годы поднялись на новый уровень, особенно, как я уже отметил, после получения Россией в 2005 году статуса наблюдателя в Организации Исламская Конференция. Сегодня Россия активно развивает экономические отношения со странами Востока. В новых условиях имеются несколько направлений для выхода нашего экономического взаимодействия на более высокий качественный уровень. Во-первых, разработка и реализация долгосрочных экономических проектов, в рамках которых российская сторона обеспечивает значительную часть технологий и производства, а исламская — большую долю инвестиций, маркетинга и сбыта.
Во-вторых, привлечение инвестиционных средств Исламского Банка развития, других финансовых структур Организации Исламская Конференция для создания промышленных отраслей с участием России. Значимым событием в этой связи стало проведение в Казани в июне 2008 года совместной с Исламским Банком развития Международной инвестиционной конференции с участием представителей финансовой элиты исламского мира, ведущих торговых и промышленных компаний.
Она стала первым мероприятием, проводимым в стране, не являющейся участницей ОИК. В рамках конференции Татарстан представил свой экономический потенциал и ряд инвестиционных проектов в таких областях, как машиностроение, нефтедобыча и нефтехимия, здравоохранение, строительство жилых комплексов и дорожной инфраструктуры.
Словом, в России функционирует целый ряд проектов, которые дают возможность поддерживать наши отношения на новом уровне. Это и наша Группа стратегического видения, и общероссийский Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Это и выработка новых принципов сотрудничества с Исламской Академией наук, которая, кстати, летом 2008 года впервые в своей истории провела очередную сессию в России — в Казани. Это также и Международный кинофестиваль мусульманского кино «Золотой минбар», который родился в Казани в 2005 году, а с 2007 года стал проходить под девизом: «Через диалог культур — к культуре диалога». Работа ведется и это, безусловно, дает результат — происходит сближение интересов, понимание общности, что, в свою очередь, укрепляет веру в то, что сотрудничество будет развиваться на благо народов наших стран.
Минтимер Шарипович, в Джидде много говорилось об идее короля Саудовской Аравии Абдаллы Ибн Абдуль-Азиза о необходимости налаживания устойчивого межрелигиозного диалога. С этой точки зрения, чем интересна наша страна исламскому миру?
— Эту идею, выдвинутую королем Саудовской Аравии, мы всемерно поддерживаем, поскольку она полностью совпадает с нашими представлениями о перспективах межконфессионального мира. Россия имеет многовековой опыт толерантного сосуществования представителей различных религий. Уверен, что наш опыт сегодня востребован во всем мире. Это действительно наше богатство, накопленное совместным трудом многонационального и многоконфессионального народа, испокон веков проживающего на территории нашей страны.
Без живого общения людей, исповедующих разные религии, без их уважения и интереса друг к другу не было бы и той модели общества, о наличии которого в России мы говорим. И у нас в Татарстане многовековой опыт цивилизованных, дружественных отношений между религиями — это одна из фундаментальных основ развития республики, условие ее прогресса в глобализирующемся мире. И, нужно прямо сказать, миру есть, что у нас перенять.
Я считаю, что должным образом организованный диалог между основными монотеистическими религиями способен оказать существенное воздействие на укрепление доверия между народами и культурами, не позволять экстремистам столкнуть нас на путь конфликта цивилизаций. Но в мире пока многие этнические, политические и военные конфликты очень часто пытаются связывать с религиозным фактором, в том числе с исламским. Здесь, на мой взгляд, допускается зачастую намеренная и опасная подмена социально-политических, экономических предпосылок экстремизма религиозными причинами. Хорошо хоть в разразившемся финансовом кризисе, поразившем мировую экономику в последние месяцы, по инерции не обвиняют ислам и мусульманские государства.
В исламе, как и в других мировых религиях, нет оснований для нетерпимости и вражды. Но если религия беспрепятственно становится разменной монетой в руках различных политических сил, то это значит, что и сами духовные деятели пока не могут достаточно четко обозначить место религии в современном мире, отделить ее от других явлений общественной жизни, идеологии и политики. Здесь есть над чем поработать, и это, на мой взгляд, актуальная задача мусульманского сообщества. Наладив эффективный диалог между религиями, мы сможем не только лучше понимать друг друга, но найти пути решения и этой задачи.
Минтимер Шарипович, в Вашем выступлении на заседании в Джидде говорилось о том, что Россия выдвигает идею создания при ООН консультативного совета религий по поддержанию «Альянса цивилизаций», который стал бы постоянной площадкой для диалога религиозных деятелей…
— Да, и наш авторитетный форум поддержал эту конструктивную инициативу Российской Федерации. Это правильно, потому что сегодня, не откладывая, нужно реализовывать все идеи, ведущие нашу планету к миру и согласию. И, конечно же, активизировать деятельность уже существующих организаций. К примеру, мы все заинтересованы в повышении эффективности роли ООН, которая была создана на основе многополярного видения мира. И одновременно необходимо более активно использовать потенциальные возможности и структур ОИК. Такие ее организации как ИРСИКА (IRSICA), ИСЕСКО (ICESCO) уже активно сотрудничают с Россией.
Минтимер Шарипович, Республика Татарстан поддерживает прямые торгово-экономические, культурные связи с рядом стран, в том числе исламского и арабского мира. Но в последнее время, в условиях возросшего внимания к исламскому фактору со стороны государства, Татарстан считается одним из главных регионов-посредников между Россией и мусульманскими странами. Как Вы думаете, чем это обусловлено? Могли бы Вы подробнее рассказать об этих контактах?
— Во-первых, ислам — вторая по численности верующих религия на территории Российской Федерации, и он выступает своего рода связующим звеном между Россией и мусульманским миром. Нельзя отделить российский ислам от общемирового: ежегодно тысячи россиян совершают паломничество к мусульманским святыням в Саудовскую Аравию, многие религиозные деятели получают образование в странах исламского мира. Ислам — очень динамичная религия, которая переживает сейчас новый период в своем развитии: происходит его адаптация к современным реалиям, что обуславливает интерес к исламу не только в России, но и во всем мире.
Во-вторых, нас с мусульманскими странами объединяют богатые исторические, культурные и духовные традиции, которые способствуют взаимопониманию и сотрудничеству. Находясь на пересечении Европы и Азии, Татарстан издавна является связующим звеном между Западом и Востоком, хранит и развивает традиции двух великих мировых религий и культур — Ислама и Православия. Как вы знаете, в начале X века Волжская Булгария официально стала мусульманским государством, и с тех пор наша земля является самым северным форпостом исламского мира.
Действительно, сегодня у нашего бизнес-сообщества есть хорошая возможность для расширения экономического и инвестиционного сотрудничества. Хорошие контакты с предприятиями стран входящими в ОИК налажены такими нашими предприятиями как ОАО «КАМАЗ», ОАО «Татнефть», ОАО «Нижнекамскнефтехим». Среди перспективных направлений сотрудничества можно отметить контакты в сфере энергетики, продвижение продукции акционерных обществ «КМПО», «Казанькомпрессормаш», «Казанский вертолетный завод», «КОМЗ», «Казанский завод синтетического каучука» и других. Внешнеторговый оборот с этими странами составляет порядка 15 процентов от общего внешнеторгового оборота, который в 2007 году превысил 16 млрд. долларов. В заключение хочу сказать, что коммюнике, принятое по итогам заседания в Джидде, будет направлено в адрес генерального секретаря ООН, и я надеюсь, что наше мнение будет услышано всем мировым сообществом.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: