Новости
23 Сентября 2008, 13:45

Бесконечные пути

Транспорт нередко называют «золотым прииском» страны: стоит проложить дорогу в глубинку, как через год-два она может стать стратегическим узлом района. Есть дорога, есть экономика — аксиома, не требующая доказательств.

О транспортной инфраструктуре Татарстана и ее потенциале рассказал в интервью TatCenter.ru министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ильдус Фасхутдинов.

Ильдус Ирфанович, что сегодня представляет из себя транспортная инфраструктура республики и каков транзитный потенциал Татарстана?

— Транспортная инфраструктура — это сложная и взаимоувязанная конструкция, эффективность ее использования объективно отражена только в сравнительных характеристиках, то есть насколько мы используем пропускную способность нашей транспортной инфраструктуры, возможность приема, передачи грузов и их хранения.

То, что мы имеем сегодня, используем неплохо, во многих направлениях она даже используется с перегрузом, особенно в части автомобильных дорог, неплохо работает железнодорожный транспорт, слабо используется внутренний водный транспорт, могла бы прибавить авиация, особенно региональная, которая на сегодняшний день практически отсутствует.

Несмотря на это, мы нарушаем главное правило развития экономики: у нас нет опережающего развития в транспортном секторе. Хотелось бы больше развить саму инфраструктуру, а не думать, как она будет использоваться, так как в ее эффективности не приходится сомневаться. Для уже существующего уровня развития экономики Татарстана и для тех амбициозных задач, стоящих перед республикой, транзитный потенциал региона явно недостаточен. Необходимо его развивать.

В республике реализуется долгосрочная программа развития транспортного комплекса. Какие первоочередные вопросы она решает?

— Основная цель программы — синхронное, взаимоувязанное развитие всех видов транспорта, способного удовлетворить потребности как социального, так и экономического характера с надлежащим уровнем безопасности в краткосрочной и в долгосрочной перспективе. В целом на реализацию программы на 5 лет запланированы средства в сумме 115 млрд. рублей из всех источников финансирования, в том числе на 2006−2007 годы — 44,9 млрд. рублей. Фактически за два года реализации программы выделены средства в сумме 31,3 млрд. рублей, или 69,7\% от запланированного. На сегодняшний день ход реализации программы можно считать удовлетворительным.

К сожалению, большинство программ начинают реализовываться не по необходимости, а по финансированию. На что необходимо обратить внимание в первую очередь — это на развитие дорожной сети, несмотря на то, что многое в этом плане делается. Значительный рост экономики республики, кластерная политика в реализации крупных инвестиционных проектов в промышленности, создание особой экономической зоны «Алабуга», активная реализация приоритетных национальных проектов и новое строительство на селе привели к острой необходимости повышения уровня развития сети автомобильных дорог в республике.

В настоящее время из-за несоответствия уровня развития дорожной сети спросу на автомобильные перевозки экономика и население страны несут значительные потери. Мы существенно отстаем от ведущих зарубежных стран по показателям подвижности населения, скорости доставки грузов, плотности дорожной сети, что приводит к снижению конкурентоспособности отечественных производителей, высокой доле транспортной составляющей в себестоимости продукции, сдерживанию роста производительности труда и объемов инвестиций.

В создавшейся ситуации необходимо принять неотложные меры по качественному изменению состояния дорожной сети региона, росту ее протяженности, чтобы обеспечить развитие автомобильных дорог в соответствии с потребностями экономики и населения. Опыт целого ряда стран показывает, что решение этой задачи может осуществляться только на уровне долгосрочных государственных программ, тем более что инвестиционный цикл реализации дорожных проектов длительный (3−7 лет) и требует соответствующего горизонта планирования инвестиций. Сегодня в области дорожного строительства республики разрабатывается долгосрочная программа строительства и реконструкции автомобильных дорог.

Как Вы оценивает ситуацию по дорогам в столице республики?

— Дороги стали лучше, это безусловный факт. Что же касается их пропускной способности, то здесь, конечно же, вопросы определенные есть. Необходимо «развязать» дороги, особенно в тех местах, где пересекаются серьезные транспортные потоки. Обычным расширением проезжей части решить проблему невозможно.

Городу нужны дополнительные мосты, нужны развязки, как минимум 15. Их ждут на пересечениях Амирхана-Ямашева, Амирхана-Чистопольская, Чистопольская-Декабристов, Сахарова-Пр.Победы, Пр. Победы-ул.Зорге, на Акчарлаке. Любой автомобилист скажет, где нужно их делать и будет прав, мы с этим мнением согласны, есть очевидные вещи, хотя могут быть вариации, так как городская застройка не позволяет делать классические виды развязок.

Безусловно, нам необходимо приближаться к уровню городов Европы, но не только по части дорог, но и в плане развития городского транспорта. Сегодня казанский пассажир в большинстве своем пересел на легковой автомобиль. Мы не построим столько развязок, чтобы удовлетворить интересы и потребности каждого водителя. Поэтому мы должны предложить горожанам хороший муниципальный транспорт, хороший таксомотор. Весь мир идет по этому пути. Все для автомобилиста сделать невозможно, он, как капризный ребенок, растет и его капризы увеличиваются.

Дорого ли обходится республиканской казне строительство и содержание автомобильных дорог, в том числе узловых транспортных артерий республики?

— Содержание дорог обходится недешево. Федеральные трассы содержатся за счет федерального бюджета, в 2008 году на эти цели выделено 3,1 млрд. рублей. Региональные дороги казне республики будут стоить 1,6 млрд. рублей. Для сравнения: в 2007 году из бюджета Татарстана было выделено лишь 700 млн. рублей. И даже тех денег, выделяемых республикой, не хватает, чтобы выполнить все необходимые работы. Если переходить на метод содержания дорог по нормативу, то по Татарстану на содержание нужно 13 млрд. рублей в год.

Это не считая строительства, реконструкции и капитального ремонта. Пока же на выделенные средства запланированы реконструкция автомобильной дороги М-7 «Волга», автомобильной дороги Йошкар-Ола — Зеленодольск на участке Сафоново — Залесный, а также мы намерены завершить работы и ввести в эксплуатацию 280,8 км дорог регионального значения, построить подъезды к населенным пунктам с твёрдым типом покрытия, завершить работы по строительству 5 мостов в Агрызском, Кайбицком, Камско-Устьинском, Мензелинском и Тукаевском районах, выполнить ремонт 360 км автодорог и 27 мостов.

Как обстоят дела со строительством платных автомобильных дорог от Оренбургского тракта до автомобильной дороги Казань- Ульяновск с выходом на автомобильную дорогу М-7 и дороги Шали (М-7) — Бавлы (М-5). Намерены ли в Татарстане развивать сектор коммерческих дорог в ближайшее время?

— Платные дороги — это большой инвестиционный проект, с хорошей коммерческой составляющей. Только при наличии таких условий можно привлечь средства Инвестиционного фонда Российской Федерации. Пока работа в этом направлении идет плохо. Безусловно, проект по строительству сети коммерческих дорог интересен с точки зрения развития большого транспортного коридора России.

В настоящее время в составе планируемого транспортного коридора «Балтика — Китай» реализуется инвестиционный проект «Строительство платной автомобильной дороги «Шали (М7) — Бавлы (М5) — граница Оренбургской области». Реализация проекта позволит соединить две федеральные дороги М-7 «Волга» и М-5 «Урал» и обеспечить рациональное перераспределение и ускоренное движение пассажирских и товарных потоков в Республике Татарстан и за ее пределами по направлениям «Казань — Уфа» и «Казань — Оренбург».

Общая протяженность объединенного маршрута составит 319 км. Сейчас вопрос — за инвестором. В транспортную инфраструктуру бизнес просто так вкладывать свои деньги не будет, в развивающейся экономике России есть куда более выгодные проекты. Но в тоже время справедливости ради нужно признать, что нигде в мире платные дороги не являются бизнесом в чистом виде. Вместе с тем нельзя сводить экономический эффект от использования платной дороги только к собранным деньгам. Дорога дает импульс к развитию прилегающей территории, соответственно растет налоговое поле — вот вам и экономический эффект! Но мы пока считаем количество виртуально собранных денег.

Продолжая тему коммерческой перевозки, насколько интересно для республики такое направление как бизнес-авиация?

— Интересно, конечно. Авиация не должна развиваться однобоко. Население республики различается по уровню доходов, это можно видеть по автомобильному потоку. Кто-то ездит на стареньких советских «Жигулях», кто-то — на дорогих иномарках. Точно также и в авиации: старенькие «Л-410» летают в Уфу и пользуются большим спросом, в Москву летают и «Боинги» и «Эрбасы», но есть люди, которые готовы покупать и собственные самолеты. Ни одно из развивающихся направлений нельзя оставлять без внимания. Бизнес-авиация уже в Татарстане есть и, как отмечают на федеральном уровне, она самая развитая.

Сегодня министерство работает над Концепцией «Развитие малой авиации в Республике Татарстан до 2015 года», согласно которой планируется создание площадок базирования воздушных судов деловой авиации, строительство разветвленной сети посадочных площадок для вертолетов и бизнес-терминалов для обслуживания пассажиров на территории Республики Татарстан. Ожидается, что Концепция будет одобрена на заседании Кабинета министров Республики Татарстан до конца 2008 года. После этого будет принято решение о разработке республиканской целевой программы «Развитие малой авиации в Республике Татарстан».

Если оценивать авиацию республики в целом, насколько она перспективна и интересна для российских и зарубежных авиаперевозчиков?

— И республика, и ее авиация интересню для российских и зарубежных авиаперевозчиков. Но нам необходимо развивать свою конкурентоспособную авиацию. Гражданская авиация Республики Татарстан является динамично развивающейся отраслью. Авиапредприятия увеличивают объемы производства и обеспечивают стабильный ежегодный рост пассажиропотока в среднем на 25\%. Авиакомпании ведут работу по модернизации парка воздушных судов. В планах авиакомпании «Татарстан» уже в 2008 году начать эксплуатацию самолетов «Боинг-737». Бугульминское авиапредприятие планирует приобрести региональные воздушные суда CRJ-200. Аэропорты Республики Татарстан ждет коренная реконструкция. Думаю, к Универсиаде мы сможем показать конкурентоспособную отрасль.

Какие у Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ взаимоотношения с ОАО «РЖД»?

— Они определены Соглашением между Правительством РТ и ОАО «Российские железные дороги» «О взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта» от 29 июля 2005 года. Сегодня мы принимаем участие в подготовке мероприятий по Стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 года, одним из пунктов которой предусматривается возможность строительства железной дороги по маршруту Казань — Альметьевск — Азнакаево — Бугульма.

К Универсиаде нам необходимо совместно проработать вопросы развития станции «Восстание» с переносом пассажирской инфраструктуры из центра города в район станции и возможности организации пассажирского сообщения от вокзала ст. Казань до международного аэропорта Казань. Есть над чем поработать в Закамском регионе республики. Там необходимо решить вопрос по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта прилегающей к ОЭЗ «Алабуга» и комплексу нефтехимических заводов в Нижнекамске. Совместных проектов много, и они находят поддержку со стороны РЖД, что, конечно же, не может нас не радовать.

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: