После реформы РАО «ЕЭС генерация электроэнергии в Поволжье стала состоять из четырех блоков, принадлежащих разным собственникам: Балаковской АЭС (БАЭС), холдинга «Татэнерго», гидроэлектростанций «РусГидро» и тепловых электростанций холдинга «Комплексные энергетические системы» (КЭС). Первые два участника, по сути, в обозримом будущем ничего принципиально нового рынку предложить не могут. Расширение БАЭС, принадлежащей федеральному холдингу «Росэнергоатом», — это настолько далекая перспектива, что пока обсуждается только в теории. Ближайшая задача — с помощью ФСК максимально обеспечить выдачу ею имеющейся мощности.
Республиканский же энергетический холдинг «Татэнерго» по-прежнему замкнут на Татарстане. Пятнадцать лет назад это было благо для республики, однако сейчас стало тормозом для его развития — внутренних резервов у Татарстана для развития своей энергетики уже нет, уговорить кого-либо из крупных республиканских потребителей электроэнергии вложиться в свой энергохолдинг не удается четвертый год, а внешнего стратегического инвестора (которого, естественно, интересует контрольный пакет «Татэнерго») власти Татарстана приглашать не хотят.
Таким образом, остаются только две энергокомпании (обе федерального уровня) которые в среднесрочной перспективе могут увеличить мощности поволжской энергосистемы: государственный холдинг «РусГидро», объединяющий гидроэлектростанции Волжско-Камского бассейна (кроме Нижнекамской ГЭС) и частный холдинг «КЭС», объединивший тепловую генерацию макрорегиона.
Что касается «РусГидро», то при всей привлекательности этого вида выработки электроэнергии (ее себестоимость в пять-семь раз ниже, чем на тепловых станциях) за счет модернизации своих волжских ГЭС в четырехлетней перспективе этот холдинг даст прибавку мощности не более 200 МВт. Основной резерв гидроэнергетиков — поднятие уровня Чебоксарского водохранилища до проектных отметок и увеличение за счет этого на 40% мощности Чебоксарской ГЭС, пока успешно блокируется нижегородскими властями во главе с губернатором Валерием Шанцевым.
Поэтому основные надежды поволжской энергосистемы на увеличение мощности связаны с КЭС-холдингом, который в процессе реформы РАО «ЕЭС России» обрел контроль над тремя поволжскими (ТГК-5,ТГК−6 и Волжской ТГК) и одной уральской (ТГК-9) территориальными генерирующими компаниями.
В конце августа «КЭС» представил общественности обновленные инвестиционные программы своих приобретений. Неизменной фактически осталась лишь инвестпрограмма ТГК-5 (центр в Чебоксарах), в разработке которой специалисты холдинга принимали участие еще тогда, когда она принадлежала РАО. До 2012 года мощность станций, входящих в эту компанию, планируется увеличить на 400 МВт, а часть их будет переведена на более экономичное топливо — торф.
Наибольшим изменениям среди поволжских активов «КЭС» подверглась инвестпрограмма ТГК-6 (центр в Нижнем Новгороде). Еще на этапе покупки компании президенту «КЭС» Михаилу Слободину в результате жестких дискуссий с РАО удалось втрое сбить мощность предполагаемой к строительству на территории ТГК-6 Нижегородской ТЭЦ — с 900 МВт до 300.
Летом этого года, после дополнительной ревизии проекта, «КЭС» и вовсе отказался ее строить, мотивируя свое решение неготовностью площадки под строительство и отсутствием гарантий потребления всего объема вырабатываемого ею тепла и электроэнергии. Свои обязательства по вводу новых мощностей в этом объеме на этой территории «КЭС» намерен выполнить путем увеличения на 300 МВт мощности Новогорьковской ТЭЦ (в противном случае холдинг ждет штраф за невыполнение договора о поставке мощности в размере 25% от стоимости соответствующей инвестпрограммы).
Впрочем, по словам исполнительного вице-президента «КЭС» Вячеслава Крамаренко, года через два холдинг готов вернуться к обсуждению вопроса о строительстве Нижегородской ТЭЦ. Нижегородские власти, в свою очередь, пригрозили привлечь на эту площадку другого стратегического инвестора от энергетики, но дальше разговоров пока дело не пошло. По аналогичной причине — отсутствие гарантии потребления энергии, «КЭС» отказался строить на Урале и Ново-Богословскую ТЭЦ мощностью 1000 МВт (Свердловская область, зона действия
ТГК-9).
И, наконец, на территории Волжской ТГК (центр в Самаре) «КЭС» подверг ревизии проект модернизации Самарской ГРЭС. Решение по увеличению ее мощности на 32 МВт будет приниматься только по результатам переговоров с правительством Самарской области -подчеркнул генеральный директор ВоТГК Василий Никонов.
В этом случае отказ холдинга на прежних условиях почти вдвое увеличивать электрическую и тепловую мощность станции связан с очевидным несоответствием затрат на этот проект с его экономической эффективностью для нового собственника ВоТГК. Техническое перевооружение самой станции стоит 2,5 млрд. рублей. Однако почти в такую же сумму обойдется строительство дополнительных газовых и электрических сетей. «При таких затратах стоимость строительства одного киловатта составит 4700 долларов. Это очень дорого», — заявил г-н Никонов (в три раза дороже, чем в среднем по таким проектам в газовой генерации. — Прим. ред.). Переговоры между «КЭСом» и региональными властями пока ни к чему не привели, и он, очевидно, будет переносить строительство этих мощностей на другую площадку.
До 2012 года «КЭС» намерен осуществить 18 проектов строительства новых мощностей в семи регионах страны. Их общая стоимость —146 млрд. рублей в ценах этого года. Поволжской и уральской энергетическим системам это даст прибавку мощности 3000 МВт. Если, конечно, это позволит сделать финансово-экономическая ситуация в стране и в самом КЭС-холдинге. Ведь он до сих пор не рассчитался с правопреемниками РАО «ЕЭС» за купленные у ликвидированного энергохолдинга генерирующие активы.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: