Потребности, возможности, индивидуальные особенности ребенка могут определить форму образовательной программы: очную, очно-заочную (вечернюю), заочную, форму семейного образования, самообразования, экстерната. Родители вправе самостоятельно решать, как ребенок будет учиться: каждый день ходить в школу, получать образование в семье или в форме экстерната. Мало кто знает, что официально форма семейного образования разрешена уже десять лет.
Экстернат — это форма получения образования, которая предполагает самостоятельное изучение общеобразовательных программ начального, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
Проще говоря, можно ходить в школу раз в год или в четверть, сдавать экзамены и писать контрольные, а добывать знания самостоятельно, любыми доступными средствами. Суть экстерната состоит в возможности получить среднее образование, не посещая школу ежедневно. Программа двух классов может быть пройдена за один год.
Преимущество экстерната состоит в том, что он дает возможность выбирать индивидуальную образовательную программу, позволяет в более свободном режиме получить общее образование, организовывать режим дня в соответствии с индивидуальными особенностями ученика. Обучение в экстернате может быть полностью самостоятельным, учащийся сдает только экзамены.
Но можно пройти интенсив и без посещения занятий в школе: весь учебный процесс организован через интернет. Если ребенок готовится к экзаменам посредством Всемирной паутины, ему не придется ездить на занятия, все необходимые материалы он будете получать на учебном сервере, там же проходить консультации и тестирование. Однако школу все-таки нужно будет посещать для аттестационных экзаменов. Чтобы выбрать нужный экстернат, надо иметь в виду, что экстернаты существуют на базе различных школ, в том числе: школ с углубленным изучением предметов, вечерних общеобразовательных школ, гимназий
После окончания экстерната ученик получит аттестат именно той школы, в экстернате которой учился. Занятия в разных экстернатах проводятся в различные дни недели, некоторые экстернаты устанавливают требования к уровню успеваемости учащихся, например, не берут с «тройками». Если ребенок будет заниматься на подготовительных курсах, уточните расписание этих занятий, а экстернат ищите такой, чтобы он мог совмещать занятия в двух учебных заведениях. Некоторые экстернаты набирают абитуриентов одного вуза, и учащиеся занимаются одновременно и в экстернате, и в вузе, по согласованному расписанию.
Ознакомиться с условиями получения образования в форме экстерната можно в Положении о получении общего образования в форме экстерната Министерства образования РФ
Если с формами получения знаний в образовательном учреждении в форме экстерната все понятно, то по семейной форме обучения существует огромное количество вопросов, требующих объяснений.
Семейное (домашнее) образование — форма освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье. Домашнее обучение, так же как и экстернат, возможно с любого возраста, при этом в любой момент можно вернуться к занятиям в школе.
В соответствии с федеральным законом «Об образовании» совершеннолетние граждане Российской Федерации, родители (законные представители) несовершеннолетних детей имеют право на выбор формы освоения образовательных программ. Одной из форм получения общего образования является форма семейного образования, реализация которой предусмотрена законом Российской Федерации «Об образовании».
При ускоренном курсе изучения общеобразовательных программ обучающийся в форме семейного образования может аттестоваться досрочно в качестве экстерна по заявлению родителей (законных представителей) обучающегося. В этом случае приказом директора школы образовательный процесс организуется в соответствии с Положением о получении общего образования в форме экстерната, утвержденного приказом Министерства образования РФ
Валентина Афонская, заместитель начальника Управления образования г. Казани:
— Родителям, выби
рающим форму обучения для своего ребенка, необходимо знать о следующих особенностях семейного обучения: предстоит найти школу, в уставе которой прописана семейная форма обучения. Для этого можно обратиться в местный орган управления образования, где есть данные на все районные школы. Напишите заявление на имя директора. На время обучения в семье ребенок может получить бесплатные учебники и литературу из школьной библиотеки, методическую помощь и консультации учителей. Обучать ребенка на дому могут как сами родители, так и приглашенные преподаватели.
При семейном обучении ребенок прикрепляется к конкретной школе, поэтому сохраняются все его права. Ученики каждый год проходят аттестацию в общеобразовательной школе и по ее итогам (по решению педсовета) переводятся в следующий класс. Выдержавшие выпускные экзамены получают документ государственного образца о соответствующем образовании. Контроль за обучением остается в ведении школы. Если ученик не усваивает программу, ее администрация может предложить продолжить обучение в школе или оставить на повторный курс. Все спорные вопросы решаются местными органами управления образования.
Кстати, семейное образование нередко называют домашним, а его, в свою очередь, путают с «надомным». «Надомное образование» означает обучение детей, которые в силу тех или иных причин не могут посещать школу, поэтому к ним приходят учителя из школы.
Ирина Казанская, многодетная мать:
— Мои трое детей изучали программу начальной школы по типу семейного обучения. Сейчас они уже год, как сели за школьные парты. К сожалению, нам пришлось вернуться в обычную школу. На то были свои причины. Первый год обучения мы ходили в школу сдавать экзамен один раз, затем нам сказали писать контрольные каждую четверть. Это большая ответственность — обучать ребенка самостоятельно.
Мы с друзьями-единомышленниками объединились. Кто-то из родителей обучал всех детей математике, кто-то — русскому языку. Но это программа начальной школы, скоро должны были начаться химия, физика… С этим уже было бы сложнее. Так получилось, что все «домашние» дети нашей компании вернулись в общеобразовательные школы. Главная сложность в семейном обучении — не дать ребенку отстать от государственной программы. Догонять потом было бы очень трудно.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: