Например, школа № 177 Ново-Савиновского района Казани — одна из самых больших в городе, создана по проекту «Школа будущего». В ней найдет отражение все, что есть новаторского в мировой практике: от самого современного оборудования до методик преподавания и технических средств обучения. Собственный издательский центр, медиатека, фотокинолаборатория, актовый зал с видеоконференц-связью, спортивные залы и бассейн, хореографический зал и кабинеты для занятия кружков обеспечат все необходимые условия для развития личности.
А пока здесь полным ходом идет завершение строительства, но уже сейчас можно легко представить, как будет выглядеть эта школа будущего. Еще пятьсот одаренных детей будут обучаться в открытом после реконструкции здании Академического лицея при КГУ им. Н.И.Лобачевского. Здесь ребят ждут интернет-салон, мобильный зал заседаний, медиацентр и еще много других современных технологических комплексов. Готовится открыть двери и школа № 33 Авиастроительного района на ул. Беломорской. Эта школа рассчитана на 550 учеников и также строится по нетиповому проекту.
Напомним, образовательная система города Казани представлена 570 учреждениями образования, в том числе 177 общеобразовательных школ, 9 вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, 284 детских сада, 75 учреждений дополнительного образования, 10 межшкольных комбинатов и 10 прочих учреждений образования. Кроме того, функционируют государственные учреждения — 10 специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 3 детских дома, 5 ведомственных дошкольных учреждений и 5 негосударственных общеобразовательных школ (Авиастроительный район — мусульманская школа «Усмания», Вахитовский район — христианская школа, Академический лицей им. Н.И.Лобачевского, Московский — «Елена-сервис», Ново-Савиновский — основная общеобразовательная школа им. Э.Гази).
Из 177 общеобразовательных школ города 99 (45 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 40 гимназий, 13 лицеев, 1 кадетская школа-интернат) имеют статус инновационных и осуществляют углубленное изучение отдельных предметов. Для повышения качества образования, использования современных технологий требуются специально оснащенные кабинеты. В связи с этим и в целях развития системы грантовой поддержки школ и укрепления их материально-технической базы проведен городской конкурс на соискание грантов «Школьный кабинет» и «Мобильный кабинет». В дальнейшем победители проекта должны стать ресурсными школами для трансляции своего опыта.
Кадры решают все
Особенно, если речь идет об учителях. Проблема школьного образования на сегодняшний день — стареющий возраст преподавателей. В системе образования трудятся 17 тысяч педагогов, из них более 7,5 тысяч — в школах. Из этого числа 1097 педагогов и 35 директоров пенсионного возраста (2006 год — 45 чел., 2007 — 41 чел., 2008 — 35 чел.). Правда, в минувшем учебном году пришли 224 молодых специалиста, но работать остались лишь 174 человека. На сегодняшний день школы нуждаются почти в 100 преподавателях по всем основным общеобразовательным предметам. Острая потребность в учителях математики, информатики, английского языка, физической культуры.
В современных условиях обновление содержания образования происходит стремительно. В любом учреждении, а в школе — тем более, многое зависит от директора и его профессионализма. В целях повышения эффективности управленческой деятельности, выявления проблемных точек и точек роста Управлением образования, городским информационно-диагностическим центром в рамках Программы развития образования Казани проведен внутренний кадровый аудит руководителей школ. Инструментарий психолого-педагогической диагностики разработан совместно с учеными Института управления, экономики и права (ИУЭП), КГУ, ТГГПУ.
Материал аудита основан на методах Международного стандарта ISO-9001. По итогам аудита определены лидеры образования, средний уровень результативности и низкий уровень руководства. Эти результаты должны стать основой программы повышения профессиональной компетентности руководящих. В настоящее время разработан план мероприятий повышения профессионального роста руководителей, включающий мастер-классы и стажировки, в том числе на базе школ-лидеров. По предварительным данным, в этом году наполняемость классов составит 23,8 человек, это несколько больше прошлогоднего показателя. Первоклашек ожидается на 379 человек больше, всего же впервые переступят порог школы 9365 малышей.
«Автономия» — так много в этом слове…
Первооткрывателями в сфере автономного существования стали уже 10 детских садов. По их пути в этом году решили пойти еще 28 учебных учреждений. Переход в новую правовую форму позволил улучшить качество предоставляемых услуг, а также повысить зарплату сотрудников.
Начальник отдела по работе с дошкольными учреждениями Управления образования исполнительного комитета г. Казани Роза Богданова:
— Вокруг «автономий» образовалось немало слухов, но на самом деле они не имеют под собой разумного основания. Автономия подразумевает предоставление полной хозяйственной самостоятельности учреждению. Из городского бюджета субсидии поступают одинаковые на каждого ребенка, посещающего дошкольное учреждение, будь оно муниципальным или автономным. Отличительная особенность такова, что автономные учреждения имеют право оказывать дополнительные платные оздоровительные или воспитательные услуги.
Они могут распоряжаться самостоятельно имеющимися денежными средствами, привлекать дополнительные инвестиции, а также работать с населением, например, предоставляя пустующие площади, самостоятельно платить налоги. Все дополнительные услуги предоставляются на выбор родителям и детям. Так, если появилось определенное количество желающих, чтобы дети получали сеансы массажа, детский сад вправе оказывать эту услугу.
За счет привлеченных средств есть возможность увеличивать зарплату сотрудникам. Так, в детских садах, которые уже с 1 января приобрели статус автономных, зарплата сотрудников увеличилась на 10−25 процентов в зависимости от нагрузок. Ни о каком увеличении платы за детский сад речи идти не может. Размер платы взимается в соответствии с решением казанской городской думы, он одинаковый и в муниципальном и автономном учреждении.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: