Двенадцатый Международный экономический форум в Санкт-Петербурге побил все рекорды своих предшественников по числу участников и количеству заключенных сделок. В северную столицу прибыло более 10 319 человек, из них 12 глав государств, 78 представителей органов государственной власти, а также около 900 руководителей российского и 600 представителей иностранного бизнеса (BP, Royal Dutch/Shell, Chevron, Exxon Mobil, ConocoPhillips, Total, Schlumberger, Dow Chemical, Microsoft и др.).
По размаху питерский форум обогнал и лондонский Российский экономический форум, и даже Давос, в свои лучшие времена собиравшие в несколько раз меньше участников (в этом году в Давос приехало 2500 человек). Число и объем сделок, заключенных на форуме, впечатляют — 17 соглашений на общую сумму 14,6 млрд долларов.
Организация форума была на высшем уровне. Это было особенно заметно по работе прессы, которой стало значительно легче, чем год назад: большинство мероприятий были открытыми, на закрытые с участием президента Дмитрия Медведева пускали с аккредитацией без проблем и все время информировали с помощью СМС о том, где, что и в какое время будет происходить.
«Форум стал приобретать постоянные очертания. Это мероприятие, где формируется и объясняется экономическая политика», — сказал глава РСПП Александр Шохин. Однако неформального контакта, диалога у бизнеса и власти не получилось. Сложилось впечатление, что основной задачей форума были яркие выступления президента и чиновников, которые хотели убедить иностранцев в реальной мощи России как экономической державы и целесообразности вложения сюда денег. Российские бизнесмены наблюдали власть на трибунах.
«Они тут больше выступали, им не до частных диалогов», — сказал председатель совета директоров компании «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили. Но скорее всего, такого разделения власти и бизнеса в дальнейшем не будет. Весьма напряженная экономическая ситуация внутри страны и в мире через год заставит их держаться вместе.
Внешняя Россия
Первый, «международный», день форума прошел в обсуждении глобальных проблем и роли России в их решении. «Иллюзией оказалось то, что одна страна, даже самая мощная, может взять на себя роль глобального правительства», — сказал в начале своей речи президент Дмитрий Медведев, безусловно, имея в виду США. «Несоответствие формальной роли Соединенных Штатов Америки в мировой экономической системе ее реальным возможностям и было одной из причин текущего кризиса», — продолжил он.
В этих условиях встает вопрос о переформатировании всей глобальной финансовой архитектуры, и Россия с учетом ее новой роли на глобальных финансовых и сырьевых рынках может активно участвовать в обсуждении конкретных решений по важнейшим проблемам.
В чем именно заключается новая роль России? Дмитрий Медведев отметил несколько аспектов.
Первый — активная интеграция России в мировой рынок капитала. Речь шла и о привлечении капитала за рубежом, и о стимулировании инвестиций российских компаний за границей. Медведев особо отметил, что наши инвестиции не спекулятивны и не агрессивны, «наши компании не только сохраняют рабочие места в тех случаях, когда приходят на какие-то рынки, но и создают новые». Эта интеграция нужна нам для обеспечения равных условий конкуренции на мировых рынках и осуществления технологического рывка.
Позже тема интеграции в рынок капитала была развита при обсуждении новой роли суверенных фондов и намерения российских властей превратить Москву в один из финансовых центров мира. По словам помощника президента Аркадия Дворковича, уже планируются конкретные шаги: подготовка финансовой и офисной инфраструктуры (биржевые площадки, депозитарная система, упрощение госрегулирования финансового рынка), модернизация транспорта в Москве, создание систем связи и максимально свободный визовый режим. «Технически» программа строительства площадки под мировой финансовый центр в Москве рассчитана на два-три года.
Второй аспект нашего внимания — мировой продовольственный кризис. Одной из причин этого кризиса президент России назвал экономический эгоизм национальных властей. «Свой негативный вклад в прыжки цен внесла и превалирующая в мире система защиты национальных сельхозпроизводителей. Эта система сочетает субсидии с тарифными и нетарифными мерами защиты внутреннего рынка, но она также оказалась не способна противостоять кризису».
Россия, по словам Медведева, «готова к конструктивным и совместным действиям по преодолению продовольственного кризиса… Рост производства в России выгоден не только нам, но и глобальному продовольственному рынку». Вице-премьер Виктор Зубков позднее развил эту мысль, сказав что, обладая 9\% мировых запасов пахотных земель, 20\% запасов пресной воды и производя 9\% минеральных удобрений, «Россия в ближайшие годы сможет стать надежным экспортером продовольствия».
Третий аспект — традиционный: энергетическая безопасность. Россия по-прежнему настаивает на том, что лейтмотивом энергетической безопасности должна быть взаимная ответственность производителей и потребителей энергоресурсов, а также ответственность транзитных стран за надежность и стабильность поставок. Важными шагами России на пути реализации этой концепции стали «масштабное привлечение частных инвестиций в российскую электроэнергетику, расширение возможностей транспортировки энергоресурсов, решение о либерализации рынка газа и снижении налогообложения нефтяного сектора».
Четвертый аспект — развитие человеческого потенциала. В принципе он явно выглядел как внутренняя задача России, и здесь Медведев просто напомнил Западу о концепции четырех «И» — развитие институтов, инфраструктуры, инвестиций и инноваций, — которая должна сделать Россию технологически и ментально модернизированной страной, с которой будет удобно и эффективно поддерживать глобальные отношения.
Курс на либерализацию
Второй, «российский», день форума открыл первый вице-премьер Игорь Шувалов. В своей речи он сказал о том, какие проблемы, стоящие на пути глобального лидерства России, будет решать правительство.
«На пути развития России есть пять проблем, — сказал Игорь Шувалов. — Проблема первая — мы страдаем психологией догоняющего. Вторая — энергетическая западня. Третья — отстающие навыки. Четвертая — нездоровый образ жизни. И пятая — стремление государства к росту своего влияния и стремление многих заставить государство влиять». Тема уменьшения роли государства в экономике стала лейтмотивом всего «российского» дня форума, вызвала бурную реакцию участников и звучала во многих секциях и на круглых столах.
«В инновационном обществе избыток государства так же опасен, как и его недостаток», — отметил Шувалов. Поэтому сегодня важным аспектом является «ограничение избыточного вмешательства государства в экономику». В частности, Шувалов пообещал, что для решения этой проблемы «мы проведем ротацию госкомпаний, максимально устраним оттуда чиновников и заменим профессионалами». Будет также сокращен список стратегических предприятий, «президент уже дал распоряжение». Сегодня в перечне стратегических объектов около полутора тысяч предприятий.
Государство будет «концентрировать свои усилия в экономике только там, где это действительно необходимо», причем лишь на срок, который требуется для исправления ситуации. «Госинституты должны уметь сокращать свою роль там, где их задачи выполнены, и быстро наращивать там, где это нужно», — пояснил Игорь Шувалов. При этом он подчеркнул, что своей первоочередной задачей правительство считает защиту прав собственности, в том числе частной.
Аркадий Дворкович разъяснил позднее, что число чиновников в советах директоров госкомпаний будет снижаться постепенно. Он сообщил также, что независимые директора получат право голосовать не по госдирективе, а самостоятельно.
Тему уменьшения влияния государства на экономику поддержал и вице-премьер Сергей Иванов. Главным вопросом его выступления стали госкорпорации. «Много госкорпораций нам не нужно», — заявил Иванов. По его словам, как только корпорация «Олимпстрой» и госкорпорация по ЖКХ выполнят свои функции, они будут расформированы.
Вместе с тем, по словам Шувалова, не исключается создание в России новых государственных корпораций по каким-либо направлениям. «Мы считаем, что они нужны как раз для регулирования там, где рыночные агенты самостоятельно действовать не могут. Мы создавали их и, наверное, по каким-то направлениям будем их создавать, но будем создавать их таким образом, чтобы они работали абсолютно открыто, по правилам корпоративного управления», — сказал первый вице-премьер.
Надо быть глобальным
Иностранные участники форума весьма одобрительно отнеслись к попыткам России участвовать в глобальном разрешении проблем. С самой нравоучительной речью выступил министр торговли США Карлос Гутьеррес, который заявил, что экономического успеха нельзя добиться, не будучи «глобальным». «Глобализация и национальные интересы не противоречат друг другу. Они сосуществуют, и, более того, глобализация — в интересах наций», — сказал министр.
Идею глобализации поддержал главный экономист Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и специальный советник президента банка Эрик Берглоф. Однако он отметил, что «структура российского экспорта представляет собой не очень хорошую картину, экспорт не диверсифицирован», — и совершенно неожиданно добавил, что «Россия практически не присутствует на рынке электроники». Почему электроника оказывается более важным элементом нашей диверсификации, чем потенциальное продовольствие, оставалось только догадываться.
Наиболее благожелательной по отношению к России стала речь председателя правления Citigroup Майкла Кляйна. Он назвал нашу страну «одной из наиболее успешных в последнем десятилетии» и обратил внимание на то, что на ближайшее время у нее есть огромные преимущества перед другими странами — это денежная ликвидность и сырье.
Кляйн сказал, что по сравнению с другими странами, когда-либо сделавшими скачок, Россия отличается тем, что ее экономика невидима для западных партнеров. У Японии и, например, Кореи экономический успех строился на компаниях с хорошо известными брендами, наша же сила буквально закопана в землю. Однако Кляйн не сделал вывода, что это плохо. Он сказал, что «инвесторы, которые работают в этой стране, знают, что достигнута финансовая стабильность», и выразил надежду, что «Россия, наверное, станет первой масштабной экономикой, которая сможет преодолеть ресурсное проклятие».
А по прогнозу группы экономических исследований инвестиционного банка Goldman Sachs, ВВП России к 2020 году удвоится и составит примерно 3 трлн долларов. «Это наша консервативная оценка роста российского ВВП», — сообщил директор группы Джим О’Нил. Однако, по его мнению, достижение в России более высоких темпов экономического развития будет возможно только в случае решения ряда проблем, среди которых — необходимость увеличения числа занятых, рост инвестиций, совершенствование инфраструктуры. Говоря об этих проблемах, О’Нил отметил, что «охарактеризовал бы их скорее как возможность роста».
К России с осторожностью
Несмотря на явный тренд к либерализации экономической политики, заявленный российской стороной на форуме, и на многократно высказанное одобрение приглашенных западных экспертов, большинство инвестиционных соглашений было заключено не иностранными, а российскими компаниями.
Самое крупное соглашение, на 5,57 млрд долларов, подписали глава Федерального агентства железнодорожного транспорта Алан Лушников и генеральный директор Енисейской промышленной компании, владеющей лицензией на разработку Элегестского месторождения каменных углей в Туве, Дмитрий Сахно — о строительстве железнодорожной линии Кызыл-Курагино. Еще одно крупное соглашение, на 4,71 млрд долларов, заключили группа компаний ПИК и управляющая компания «Морской фасад». Ряд соглашений был заключен непосредственно между российскими компаниями и Санкт-Петербургом.
Из значимых международных договоров можно отметить лишь соглашение о создании СП FIAT Group и ОАО «Соллерс» (бывшая «Северсталь-авто») о создании двух СП по производству легковых автомобилей Fiat и дизельных двигателей и соглашение между правительством Ульяновской области и компанией Etirc Aviation (входит в Etirc B. V.) о строительстве в Ульяновске завода по производству сверхлегких реактивных самолетов Eclipse 500 (300 млн долларов).
На встрече с зарубежным бизнесом Дмитрий Медведев пообещал инвесторам усиление охраны прав собственности и независимость судов. Помимо этого, по мнению президента, притоку иностранных инвестиций будут способствовать борьба с коррупцией, уменьшение административных барьеров, а также налоговые льготы.
Дмитрий Медведев призвал зарубежных бизнесменов «не ходить к чиновникам, а смело инвестировать» в любую интересующую их отрасль, не причисленную в России к стратегическим. Что же касается стратегических отраслей, то и тут бизнес может быть спокоен — принят закон, который вносит ясность в правила игры на территории Российской Федерации.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: