О том, какие изменения ждут участников финансового рынка, рассказал TatCenter.ru заместитель начальника Управления корпоративных финансов ОАО «АК БАРС» БАНК Олег Карпеев.
Похоже, банковский сектор России вздохнул с облегчением, хотя опасения были весьма не шуточные. Виной тому финансовый кризис в США, возникший благодаря либеральной кредитной политике американских кредиторов. Как отмечает Олег Карпеев, период низких ставок в США способствовал росту объёмов долгового финансирования, тем более, что ВВП США на 70% состоит из потребительских расходов. При этом, в погоне за прибылью, банки активно кредитовали высокорисковых заемщиков. Как показали дальнейшие события, наиболее остро проблема кредитного качества заемщиков стояла в секторе ипотечного кредитования.
Ипотечный кризис в США начался еще в 2006 году. Главной его причиной стал рост невозвратов жилищных кредитов неблагонадежными заемщиками. В условиях избытка ликвидности, в погоне за новыми клиентами, ипотечные компании в США значительно смягчили стандарты кредитования, что привело к существенному увеличению класса заемщиков с низкой кредитоспособностью. По отдельным оценкам, доля кредитов класса subprime в США в 2006 году превышала 25% от общего объема ипотечного кредитования.
Вероятность повторения сценария американского ипотечного кризиса в нашей стране невелика — ипотека в России не так широко развита, как за рубежом, практика плавающей ставки кредитования не применяется и оценка потенциальных заёмщиков проводится более качественно. Тем не менее, последствия произошедшего мирового финансового кризиса достаточно серьезно отразились на банковском секторе России: закрылись внешние рынки заимствований. На долго ли? — эксперты не берутся прогнозировать.
«Ухудшение конъюнктуры мировых фондовых рынков во второй половине 2007 года закрыло доступ российским банкам к международному финансированию. На это наложился существенный отток иностранного капитала в августе-сентябре, который по оценке министра финансов РФ А. Кудрина составил около 10,8 млрд.долларов. Как следствие — нехватка ликвидности на внутреннем рынке и резкий рост ставок на рынке межбанковского кредитования.
По сути, именно возросшая зависимость российских банков от конъюнктуры мировых фондовых рынков — основная причина кризиса ликвидности в российском банковском секторе. Вследствие кризиса на рынке недвижимости в США банки сегодня неохотно кредитуют друг друга. Исчезла возможность привлечения на международном рынке дешевых, длинных денежных средств, одновременно закрылся и внутренний российский рынок заимствования", — отмечает Олег Карпеев.
Кроме того, кризис на международном фондовом рынке во второй половине 2007 года ознаменовался оттоком денежных средств международных инвесторов с российского рынка. Иностранные инвесторы перестали делать вложения в ценные бумаги, предпочитая сохранять активы в денежных средствах. Российские банки стали выводить деньги из долговых инструментов, направляя их на реализацию собственных проектов. Избежать очередного снижения ликвидности банковской системы, которое, по мнению аналитиков, ожидалось весной 2008 года, помогли меры, предпринятые правительством страны и ЦБ РФ.
Центральный банк России с целью нормализации ситуации на рынке предпринял ряд мер: временно снизил ставки фонда обязательного резервирования, расширил ломбардный список ценных бумаг, что открыло банкам возможность получения более 2 трлн. руб. Провел аукционы и Минфин России, временно разместив свободные средства федерального бюджета на депозитах коммерческих банков.
«Весенний кризис не случился. Это положительный знак. Со второй половины 2008 года эксперты ожидают рост активизации на рынке. Но чтобы входить на рынок компаниям нужно учитывать, что кризис ликвидности был, и условия вхождения в рынок изменились», — отмечает Олег Карпеев.
По его словам, из-за кризиса ликвидности большинство компаний было вынуждено откладывать размещение облигаций на более поздние сроки в связи с отсутствием интереса на бумаги со стороны инвесторов. В основном все размещения начала 2008 года — это выход на рынок компаний первого и второго эшелонов (АИЖК, Россельхозбанк, Банк Москвы, ВБД ПП, ВТБ 24),
либо технические размещения (Банк Ренессанс, УРСА Банк, Банк Союз, Номос Банк), когда крупные компании просто обмениваются объемами облигаций для их рефинансирования в ЦБ РФ.
До текущего момента рынок облигаций был практически закрыт для компаний ниже «второго» эшелона. По прогнозам аналитиков, второе полугодие 2008 года станет началом активизации российского долгового рынка после длительного затишья. Однако влияние кризиса, выразившееся в расширении спрэдов, будет увеличивать стоимость заёмных средств как на долговом рынке, так и при классическом кредитовании, а присутствующая на рынке опасность дефолтов со стороны компаний 3-го эшелона останавливает инвесторов от агрессивных покупок.
«Можно посоветовать этим компаниям выстраивать прозрачную холдинговую структуру, увеличивать степень подтвержденности финансовой отчетности, строить проработанную и взвешенную долговую политику, тщательно отбирать направления инвестирования средств от размещения займов, предоставлять инвесторам дополнительные гарантии», — отмечает Олег Карпеев.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: