Об этом — беседа с первым заместителем министра экономики — директором Центра экономических и социальных исследований при Кабинете Министров РТ Алевтиной Кудрявцевой.
— Алевтина Николаевна, почему решено перейти на отраслевую систему оплаты труда?
— Этот переход — лишь одно из мероприятий, которые планировалось провести в 2008 году в отраслях социальной сферы. Среди других, которые тесно увязаны с отраслевой системой оплаты, можно назвать введение финансовых норм — они еще называются подушевыми, перевод учреждений в автономные; оптимизацию их структуры, введение параметров оценки результатов деятельности учреждений и работающих там сотрудников. Все эти новшества — общее требование федерального центра к регионам и даже обязательное условие участия в различных федеральных программах.
— Многих пугает слово «оптимизация». Что за ним кроется?
— Оптимизация — это рачительное использование всех ресурсов, с помощью которых учреждение осуществляет свою деятельность. К ним относится весь имущественный комплекс, оборудование, персонал, финансовые и информационные ресурсы и так далее. И все это сегодня нужно проанализировать, чтобы исключить необоснованные затраты и сконцентрировать все ресурсы на тех направлениях работы, которые обеспечат требуемое качество предоставляемых услуг. Где же можно найти резервы? Ну, скажем, снижение затрат за счет коммунальных платежей, сокращения избыточного обслуживающего персонала. Например, в отдельных учреждениях социальной сферы обслуживающий персонал составляет около 60 процентов, потому что в штатное расписание включают работников, которые обслуживают не только эти учреждения, но и какие-то другие.
— Какие параметры заложены в финансовых нормах?
— Заработная плата на уровне 80 процентов от средней по экономике — эта задача поставлена в послании Президента нашей республики. Все коммунальные услуги по тарифам 2008 года. Затраты на методические материалы. На содержание работников столовых, ремонт, ну и все другие, необходимые для осуществления деятельности, затраты.
— А если коллективы привлекают дополнительные доходы?
— Пожалуйста. Финансовые нормы при этом не уменьшаются.
— Какие результаты ожидаются от введения отраслевой системы оплаты труда?
— Оптимизация деятельности учреждений социальных отраслей, введение оценки этой деятельности по результатам. Система позволяет упорядочить тарификацию и оплату труда работников бюджетной сферы и производить оплату на основании конкретных результатов, в соответствии с качеством работы.
— Но каковы будут критерии оценки качества?
— Это очень серьезный вопрос. Возьмем то же образование. Как можно оценить — сработала ли школа в этом периоде времени лучше, чем в предыдущем? Или лучше, чем соседняя? Как оценить и соотнести труд учителя физики с трудом учителя пения или физкультуры? А как специфицировать индикаторы отдельно для техникумов, отдельно для школ? Или, например, как сравнить ПТУ с техникумами? Как внутри техникума оценить отдельно эффективность работы заочного отделения, вечернего, дневного? И так в любой отрасли. Конечно, должны быть разработаны соответствующие критерии, где главное — это качество работы.
— Но в образовании бывают очень тонкие моменты в плане качества. Его оценивают по результатам экзаменов, контрольных, а может, для какого-то ребенка «тройка» — это подвиг учителя…
— Не скажу насчет «тройки», а вот «двойка» — это учительский брак. Потому что для тех, кто не- обучаем, существуют другие школы. Да, ребенок мог чего-то не понять, а остальной класс ушел вперед. Так надо с ним заниматься дополнительно, и учитель это обязан делать безвозмездно. С каждым ребенком. Приходя домой, приглашая в школу…
— А сегодня этого никто не делает…
— Поэтому вся система и требует переосмысления. В том числе и в вопросах оплаты труда. А возьмите проблемы учебников для школы. Их огромное количество. Даже родители иной раз не могут помочь детям готовить уроки. Я, математик по первому образованию, со своей внучкой, когда она пошла в первый класс, не сумела задачку из учебника решить на уровне понимания ребенка этого возраста. Учебные программы разных уровней друг с другом не интегрированы. И если говорить о качестве, нужно все приводить в порядок — и учебники, и программы, и методы работы.
— Но вернемся все же к критериям. Кто будет оценивать работу учреждений?
— Сейчас соответствующие
министерства собирают экспертов и работают в четыре этапа. Причем на первом этапе, когда учреждения сравнивают между собой, экспертами не могут быть руководители этих учреждений, потому что они тут же становятся лоббистами. Здесь привлекаются специалисты в области организации образования, здравоохранения, культуры и так далее, и не обязательно татарстанские. На следующем этапе работают руководители учреждений, это они решают, как соотнести результаты учителя физики и учителя труда, учебы в первом и пятом классе. Решают, нужна ли тут оценка родителей, самих детей. И так по всем отраслям социальной сферы. По завершении всей этой работы вводятся отраслевые системы оплаты труда.
— Сильно ли она будет отличаться от принятой сегодня тарифной сетки?
— Мы предлагаем руководителям учреждений два варианта. Можно оставить стандартную восемнадцатиразрядную единую тарифную сетку (ЕТС), при этом рекомендуется семьдесят процентов оплаты направить на тарифную часть, а тридцать — на стимулирующую, которая может быть использована для поощрения тех или иных работников.
Чем будет отличаться эта тарифная сетка от прежней? Сегодня по ЕТС требования в каждой отрасли разные — где-то учитывается ученая степень, где-то — ночные дежурства… В новом варианте она хорошо структурирована, движение с левого разряда к правому идет по правильной упорядоченной системе.
В целом вопросы тарификации очень сложны не столько в технологическом плане, но, прежде всего, в психологическом. Ну, например, по всем нормативным документам группу продленного дня должен вести специалист одиннадцатого разряда. А на его месте может оказаться учитель-методист высшей категории, пятнадцатого-шестнадцатого разряда. И получает он сегодня соответственно своей категории. Хотя если мы с вами пойдем класть кирпичи, а делать это умеем очень плохо, наверное, нам заплатят за работу каменщика, а не по ставкам нашей основной профессии… И это правильно. А многие волнения относительно новой системы связаны как раз с этим — как же так, теперь я буду получать меньше? Ну да, меньше. Если только эксперты, формирующие индикаторы внутри школы, не решат, что группа продленного дня — это самое сложное в работе педагога…
— А каков второй вариант тарификации?
— Мы предлагаем разделить тарифные сетки рабочих, специалистов и руководителей. Это позволит решить в том числе и вопросы аутсорсинга (от англ. outsoursing, «привлечение сторонних ресурсов» — передача выполнения функций по определенным работам сторонним исполнителям-специалистам. — Ред.). Ведь отраслевая сетка вообще-то означает, что это оплата труда специалистов данной отрасли. А можно ли гардеробщика назвать работником культуры или медицины? Наверное, нет. То же самое — уборщики, технический персонал. Это межотраслевые профессии. Клининговые услуги (ту же уборку) вполне можно заказать в какой-то компании, и сантехника приглашать по мере необходимости. Если это, конечно, экономически обосновано.
Хочу отметить, что есть и другие способы оплаты. Например, контрактная система.
— Мы уже затронули вопрос оптимизации, но давайте все же уточним: оптимизация — это не сокращение работников?
— Я понимаю, этот вопрос интересует всех, кого в той или иной степени могут коснуться эти процессы. Однако у нас не стоит задача сократить численность работников. Вот в Министерстве по делам молодежи, спорту и туризму не сократили ни одного человека, не убавили никому зарплату, а просто сэкономили на издержках отрасли. Хотя, конечно же, там, где численность избыточна, ее надо привести в соответствие с нормативными требованиями.
— А где же кроются резервы?
— Как я уже говорила, экономить можно на коммунальных услугах, на транспортных расходах… Недавно на совещании в Лениногорске выступал директор школы из Набережных Челнов. В этой школе поставили приборы учета тепла, воды и стали платить в соответствии с их показаниями. Директор говорит, что удалось существенно сократить затраты. Конечно, эти приборы не дешевы, и их еще надо установить, зато потом экономия оказывается значительной.
Или взять Министерство труда, занятости и социальной защиты. В учреждениях этой отрасли, как минимум, в два раза возросла зарплата. Просто устранили необоснованные издержки. В Министерстве культуры тоже зарплату подняли в среднем в два раза. А вот образование — очень сложная отрасль… Она, во-первых, самая объемная, а, во-вторых, консервативна в хорошем смысле э того слова. Она формировалась годами, модернизация ее элементов была несистемной, и именно в ней накопилось больше всего проблем.
— Что, неужели педагоги не хотят повышения зарплаты?
— Не все так просто. Когда мы по каждому образовательному учреждению посчитали финансовые нормы, оказалось, что примерно у двух третей школ при сегодняшнем сметном финансировании денег больше нормативного объема, а примерно у трети их не хватает. То есть средства в системе образования достаточные, их нужно просто правильно перераспределить. Мы хотели взять четыре пилотные школы и с ними поработать по новой схеме. Сделали расчет — что им положено по нормативному финансированию. Одна директор школы, узнав, сколько ее учреждению денег полагается, удивилась — сегодня они имеют меньше. Но существует и административное давление на руководителей школ… Так что тут надо менять всю систему. И отраслевой принцип оплаты труда как раз позволяет эту систему упорядочить. Хотя, конечно, здесь мы еще только в начале пути, и всем нам предстоит большая работа.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: