Такая позиция жильцов поддается объяснению здравой логики: для того, чтобы взять на себя невыполненные обязательства прежнего хозяина в лице государства, потребуются немалые средства. Человек не может тратить свои деньги только на оплату жилищно-коммунальных услуг, но если и далее оставлять жилой фонд в прежнем состоянии, то ситуация может перерасти в недалеком будущем в масштабную коммунальную катастрофу. На извечный вопрос, кто виноват и что делать, похоже найден ответ. Государство приняло решение возвратить населению неоплаченные долги, создав для этого специальный Фонд содействия реформированию ЖКХ, взамен предложив собственнику разделить с ним частично бремя капремонта.
Принятые изменения в системе жилищно-коммунального хозяйства республики TatCenter.ru попросил разъяснить первого заместителя министра по строительству, архитектуре и ЖКХ РТ Раузила Хазиева.
Доля населения
— Законодателем участия население в финансировании работ капитального ремонта определено в объеме не менее 5\%, остальные 95\% возьмет на себя государство. Речь идет об участии тех собственников, чьи дома включены в программу капремонта. В Татарстане принято решение не поднимать установленную планку. Пять процентов, собственно, и есть существующий платеж по статье капитальный ремонт. Однако если эти проценты лягут неподъемной статьей расходов в семейном бюджете, что вполне можно предположить, так как жильцами старых домов являются преимущественно пенсионеры, то государство включает механизм социальной защиты.
Правительство Татарстана предоставит субсидию тем собственникам, чьи суммарные расходы по платежам за жилищно-коммунальные услуги превысят 21\% от общего расхода семьи. Мы ожидаем справедливую критику со стороны нашего населения, которое считает, что в отличие от нерадивого государства, граждане регулярно всю жизнь платили за капремонт и вновь вынуждены рассчитываться по долгам прежнего собственника. Справедливое замечание, но следует заметить, что расходы на капремонт были введены лишь с 2002 года, речь шла сначала о 16 копейках за квадратный метр, потом сумма возросла до рубля. И если собрать все платежи населения, индексировать их, полученных средств хватит лишь на проведение косметического ремонта. Государство понимает свою ответственность, и, уходя из этой сферы, не собирается бросать собственников на произвол судьбы.
Пять процентов доли населения, конечно же, не символическое участие в предстоящем капитальном ремонте дома. Пока не проведен аукцион по конкретно взятому дому, пока не определены все виды предстоящих работ, трудно оперировать цифрами. Но в принятом решении есть и рациональное зерно. Если собственник вкладывает свои средства, то именно он в первую очередь заинтересован в том, чтобы подрядчик выполнил все требования заказчика качественно и в срок. Кто кроме жильцов заинтересован в том, чтобы его дом был в полном порядке?
Под зорким оком
— Участие собственника определено на каждом этапе организации и проведения капитального ремонта. Именно собственник жилья решает, что и где необходимо ремонтировать. Это решение выносится на общее собрание собственников дома, которое определяет объемы и виды работ, общую стоимость капремонта. Собственник совместно с представителями Государственной жилищной инспекции и органами МСУ принимает участие в составлении дефектной ведомости на дом, которая позже проходит государственную экспертизу. Только после этого заявка подписывается Президентом РТ и отправляется в Москву, там после тщательной проверки всей документации принимается решение о выделении средств на проведение капремонта в каждом конкретном взятом доме, учитывая весь объем необходимых работ. Собственник принимает участие в выборе подрядной организации, которая будет проводить в его доме капитальный ремонт.
Выбор подрядчика будет осуществляться на конкурсной основе, в нем кроме собственника участвуют органы МСУ, представители Государственной жилищной инспекции и правоохранительные органы. Собственник осуществляет контроль на этапе выполнения работ через ТСЖ, ЖСК, управляющую компанию. Самостоятельно, если заказчик имеет соответствующую лицензию, или с привлечением сторонней специализированной организации осуществляет и технический надзор. Контроль качества, объема и расходования средств передан также Государственной жилищной инспекции. Собственник участвует в процессе приемки дома вместе представителями Государственной жилищной инспекции. Органы МСУ только согласовывают акт приемки работ по капремонту. Отказать в этом он может лишь в двух случаях: когда обнаружено использование предусмотренных программой средств не по назначению и когда речь идет о превышении утвержденной сметы капитального ремонта.
Скорая помощь
Все эти требования были выполнены, и республика получила первый транш в размере 2 млрд. рублей на проведение капремонта в 2008 году. Оставшаяся часть средств будет выделена из бюджета Татарстана — 1 млрд. рублей, бюджета МСУ — 1 млрд. рублей и упомянутые ранее средства населения составят не более 5\% от стоимости капремонта. Капремонт в первую очередь затронет дома, построенные до 1995 года. В течение года будет отремонтировано 2046 домов. Список домов, подлежащих ремонту, можно посмотреть на официальном сайте Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ. В этих домах будут отремонтированы внутридомовые инженерные системы электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, крыши, подвальные помещения, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах, заменены или отремонтированы лифтовые оборудования.
Для проведения масштабного капремонта республика привлечет дополнительные трудовые ресурсы. Так, например, на отдельные виды работ, требующих специализации, будут привлечены студенты строительного и энергетического вузов. Программа капремонта рассчитана на четыре года. Татарстан намерен получить из средств Фонда боле 6,5 млрд. рублей. В течение этого срока планируется отремонтировать более 9 тысяч многоквартирных жилых домов, или 200 тысяч квартир. В общей сложности программа улучшит жилищные условия порядка 600 тысяч граждан. Только в 2008 году муниципальными образованиями запланированы замена 908 километров сетей отопления, 868 километров сетей горячего и холодного водоснабжения, ремонт кровли в объеме 1 миллион квадратных метров и многие другие работы.
Хозяин в доме
Изначально успех проводимой в стране реформы жилищно-коммунального хозяйства определялся эффектным управлением жилого фонда собственником. Неслучайно в критериях предоставления средств из федерального бюджета среди 12 прочих имеется самое важное — развитии самоуправления в жилищной сфере и создание ТСЖ. На сегодняшний день в собственность товариществ передано 5\% домов от всего муниципального фонда. Для того чтобы программа финансирования Татарстана не прекратилось, объем ТСЖ необходимо довести к началу 2009 года до 10\%, к началу 2011 года — до 20\%. Но почему приоритет отдается именно ТСЖ, а не иным предусмотренным Жилищным кодексом РФ формам управления?
— Без эффективного собственника невозможны ни создание конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, ни приход в отрасль инвесторов, ни развитие самоуправления в жилищной сфере. А это именно те условия, которые сегодня предъявляет федеральный законодатель российским регионам, рассчитывающим на средства Фонда. Собственно без ТСЖ нельзя говорить об успехе всей реформы ЖКХ. Ведь эффективно управляющий сособственник — это итог всех преобразований в этой сфере.
Жилищный кодекс предполагает три способа управления. Первый — непосредственное управление самими собственниками жилых помещений. Это сложно, не каждый собственник решится самостоятельно заключать договора с коммунальными и подрядными жилищными организациями, искать подрядчика — сантехника, электрика, дворника, рассчитывать зону ответственности этого подрядчика, чтоб он невзначай не убрал территорию соседа. Конечно, собственники квартир могут договориться между собой, но это реально, если речь идет о малоквартирном доме.
Другой способ — управляющие компании. Пока у нас нет цивилизованного рынка услуг ЖКХ, говорить об эффективном управлении в такой форме сложно. Что сейчас они представляют собой — вчерашние ДЭЗы и ЖЭУ, там даже лица не сменились, что же говорить об эффективном управлении?
Создание товариществ собственников жилья — самый цивилизованный способ, так как через них жители могут непосредственно управлять своим жильем. Собственники сами избирают правление, распоряжаются своими деньгами. ТСЖ является юридическим лицом со своим счетом, а это значит, что на нем можно аккумулировать деньги на будущий капитальный ремонт дома.
Что нужно знать жителям для того, чтобы создать ТСЖ? Прежде всего, нужна инициативная группа, которая организует и проведет собрание собственников. Единственное, что не хватает сегодня ТСЖ — опыта управления домом, но на своих собственных ошибках, на ошибках соседних ТСЖ они успешно учатся управлять домом, а потом объединяют под своим крылом другие дома. Так создается конкуренция, так формируется рынок услуг ЖКХ. В старых домах идея создания товарищества натыкалась на пресловутую проблему недоремонта. Надеемся, что эти предпринятые меры помогут существенно снять напряжение.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: