Новости
08 Апреля 2008, 10:41

Шоумены финансов

Еще недавно в России никто не слышал о специалистах по связям с инвесторами, или, как их называют, IR-специалистах. Но выход российского бизнеса на IPO создал вокруг профессии ажиотаж: работники нарасхват, хотя эксперты и сомневаются в их квалификации и роли в IPO.

В начале 90-х гг. Геннадий Красовский, ныне начальник отдела по работе с инвесторами «Лукойла», учился в МГИМО и мечтал о дипломатической службе. Но в 1996 году ему предложили работу в британском нефтяном издании Energy Intelligencе Group. «Я вел колонку об акциях российских компаний и писал аналитические статьи», — вспоминает Красовский. Работа дала понимание российской нефтяной отрасли и фондового рынка. В 1999 году его пригласили на работу в «Никойл» — нефтяным аналитиком, а в 2002 — он перешел в «Лукойл», где должен был с нуля создать отдел по работе с инвесторами. «Вот тут мне и пригодились знания из МГИМО: понимание мировых экономических и политических проблем, языковая подготовка и коммуникативные навыки», — говорит Красовский. Чтобы разбираться еще и в экономике, он окончил Московский экономический институт.

Красовский попал в струю. В 2000-е гг. многие российские компании начали готовиться к выходу на IPO, появился спрос на специалистов по связям с инвесторами. Их роль в компании он определяет так: «IR должен в наиболее четком виде донести инвестиционную историю компании до аналитиков и инвесторов».

На что это похоже

Профессии IR-специалиста в России не более 7−8 лет. Работает в ней всего около 300 человек, говорит Илона Баклыкова, бывший председатель совета директоров Объединения по связям с инвесторами (ОССИ), а ныне гендиректор IR-агентства East-West Communications. По ее словам, сейчас примерно у 200 российских компаний есть в структуре должность или департамент IR. Еще на рынке действуют независимые IR-агентства. Потенциальная емкость рынка этих услуг составляет 30 млн у.е., добавляет Екатерина Чижова, гендиректор OCCИ.

На Западе профессия IR-специалиста существует дольше, чем в России, у нее более четкие параметры, объясняет Ольга Буянова, гендиректор IR-агентства FlashComm. «Там работа IR больше похожа на работу финансового департамента», — замечает она. «На Западе это успешная, но скучная карьера», — высказывается Чижова. В России четких стандартов профессии до сих пор нет, но это и делает работу увлекательной, добавляет Буянова.

И все же у IR-специалиста есть необходимый круг обязанностей, говорит Алексей Ефремов, управляющий партнер хедхантингового агентства Apriori, — это мониторинг деятельности компании и конкурентов в аналитических исследованиях и СМИ, предоставление инвесторам информации о компании по запросу, организация IR-кампаний, конференций по финансовым результатам, подготовка презентаций, пресс-релизов и справочных материалов.

Обязанности напоминают те, что мы привыкли приписывать PR-менеджерам, утверждает Ефремов. «Недаром в этой профессии помимо финансистов и юристов работает так много специалистов по связям с общественностью», — говорит он. Но у PR-менеджеров, на его взгляд, есть слабое место — плохое знание финансов. В целом же IR-специалистов на рынке так мало, что их приходится переманивать из одной компании в другую. «Это трудно, они избалованы предложениями», — разводит руками Ефремов.

Местный колорит

У работы IR-специалиста в России есть национальные особенности, отмечают эксперты. Например, в отличие от западных коллег российский IR-менеджер часто не знает всех акционеров компании, с ними знаком только инвестбанк, рассказывает Денис Куликов, исполнительный директор Ассоциации по защите прав инвесторов. В результате вывод на IPO поручают инвестбанку, а IR-специалист занимается лишь информационным сопровождением сделки. «Виноваты особенности приватизации в России и неразвитость механизмов общения с акционерами на российском фондовом рынке», — считает Куликов. Роль IR-менеджера возрастает в период после IPO, защищает профессию Чижова. По ее словам, именно IR-специалист поддерживает благоприятный имидж компании после размещения акций.

Из-за молодости российского рынка у IR-специалиста возникает проблема: ему не доверяют российские средние и малые компании. «Мы работаем в том числе на облигационном рынке, где присутствует множество средних компаний. Для них это первый опыт размещения ценных бумаг. Многое приходится объяснять», — рассказывает Буянова. Кроме того, говорит она, IR-агентству бывает сложно оценить потенциал клиента из-за неготовности к открытому обсуждению и публикации ряда финансовых показателей. Не все средние и малые компании понимают, как вести себя во время IR-кампании, чтобы не испортить имидж в глазах потенциальных инвесторов, рассказывает Чижова. «Один мой клиент должен был встретиться с жу рналистами и рассказать о компании. Я предупреждала: лишнего говорить нельзя. На встрече он в сердцах выпалил: мол, надоело мне все это, быстрее бы уж акции продать», — вспоминает она. Газета его процитировала, и Чижовой пришлось быстро менять IR-стратегию, чтобы сгладить инцидент.

Российскому IR-специалисту часто приходится вести кампанию практически без бюджета и штатных сотрудников. «Клиенты не готовы выделять средства», — говорит Баклыкова. Поэтому IR-специалисту показана харизма. Личное обаяние помогает убедить инвесторов, считает Ефремов.

Миссия новичков

По данным PBN Company, международного агентства по коммуникационным стратегиям, в 2007 году отечественные компании провели 23 публичных размещения акций на сумму $ 29,4 млрд. Потребность в IR-специалистах растет, констатирует Денис Давыдов, председатель совета директоров ОССИ. Уже год он ведет тренинг по технологиям IR, в том числе для студентов программы MBA в МГИМО. «Я даю им практические знания, учу проведению презентаций, подготовке роуд-шоу», — поясняет он. Похожий курс открывается в конце апреля и в Институте развития финансовых рынков. «Мы уже набрали порядка 20 студентов. В течение двух месяцев будем обучать их финансовым и юридическим дисциплинам, навыкам коммуникации», — рассказывает Сергей Соломаха, гендиректор института.

«Раньше державы разговаривали друг с другом на языке ядерного оружия, теперь — с помощью информации и финансов. Миссия IR-специалиста — в привлечении инвестиций в российские компании, а значит, и в российскую экономику. Это важно для страны», — заключает Чижова.

Новости
12 Декабря 2024, 19:42

Бюджет Нижнекамска составит ₽10,7 млрд В 2025 году

Это почти на 500 млн больше, чем в текущем году.

На сессии Нижнекамскского района и города утвердили бюджет на 2025 год в размере 10,7 млрд рублей, что на 500 млн больше, чем в 2024 году. Об этом сообщила Светлана Логинова, глава департамента по бюджету и финансам. Ожидается, что в 2026 году бюджет возрастет до 11,4 млрд рублей, а в 2027 году — до 12,2 млрд.

Собственные доходы района в 2025 году составят 3,4 млрд рублей. Благодаря безвозмездным поступлениям муниципалитет получит 7,2 млрд рублей: 4,5 млрд из бюджета РТ, 2,4 млрд из бюджета Нижнекамска и 256 млн из федерального бюджета. Основная статья расходов района — образование, на которое приходится 8,4 млрд рублей.

Напомним, общий объем расходов консолидированного бюджета Татарстана на 2025 год составит 525,6 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: