О том, что принесет новый финансовый год республике, корреспонденту TatCenter.ru рассказал министр финансов РТ Радик Гайзатуллин.
Радик Рауфович, по итогам работы за 2007 год исполнение бюджета РТ заслужило хорошую оценку Правительства республики и руководства страны. Что Вас особенно порадовало в прошедшем году?
2007 год был достаточно удачным для республики. Бюджет РТ как по доходам, так и по расходам был исполнен в полном объеме. Мы по-прежнему входим в число десяти регионов, обеспечивающих максимальные поступления в бюджетную систему Российской Федерации. По доле налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ с территории Приволжского федерального округа в 2006 году Татарстан занял первое место — 18,9\% (второе место Самарская область -13,9\%); по итогам 2007 года наша республика также сохраняет первое место, обеспечивая 17,6\% поступлений. Татарстан — один из немногих субъектов Российской Федерации, не получающих дотации из федерального бюджета на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Мы входим в десятку субъектов Российской Федерации с самой высокой бюджетной обеспеченностью (по методике министерства финансов РФ) в расчете на одного жителя.
В 2007 году в Татарстане были проведены мероприятия, позволившие перейти республике на новый уровень формирования и исполнения бюджета. В первую очередь речь идет о внедрении нормативного финансирования учреждений социальной сферы, которое позволило установить единые принципы финансирования учреждений в зависимости от количества получателей бюджетных услуг, выявить те сектора, в которых выделяемые ресурсы используются неэффективно, а качество предоставляемых услуг остается на низком уровне.
Кроме того, в 2007 году было много сделано и в социальном плане: произведено повышение заработной платы педагогам на 10\%, работникам дошкольных учреждений — на 25\%, всем работникам бюджетной сферы установлены персонифицированные адаптационные выплаты в размере 771 рубль.
Татарстан решением российского правительства был включен в число субъектов РФ, принимающих участие в реализации пилотного проекта в сфере здравоохранения. Прокомментируйте, пожалуйста, это событие.
Этот проект направлен на повышение качества услуг в сфере здравоохранения. Основной целью проекта является организация учета оказываемых объемов медицинской помощи учреждениями здравоохранения, переход от сметного финансирования к оплате оказанной медицинской помощи по схеме «деньги следуют за пациентом».
Для достижения данной цели в 2007 году на одноканальное финансирование переведены учреждения здравоохранения, функционирующие в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), фельдшерско-акушерские пункты. В 2007 году предстоит завершить введение новой системы, в результате которой около 90\% финансирования здравоохранения будет проходить через систему ОМС.
Эти качественные изменения радуют всех. И еще, конечно, порадовало то, что Республика Татарстан заняла 20 место по итогам оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2006 год, проведенной министерством финансов Российской Федерации.
Социальная направленность бюджета республики стала отличительной чертой бюджетно-финансовой политики Татарстана. Сохранится ли это тенденция и в 2008 году?
Около 60\% средств будут направлены в 2008 году в социальную сферу. Этот объем остается стабильным в течение последних пяти лет. В бюджете на 2008 год продолжится курс на сохранение всех ранее принятых в республике доплат, надбавок, выплат стимулирующего характера, которые получает конкретный человек сверх федеральной единой тарифной сетки. На эти цели будет израсходовано более 6 млрд. рублей. Перечень их достаточно широк и охватывает практически все отрасли бюджетной сферы. Среди них — компенсационные выплаты, дополнительные три оклада премиальных, доплаты за выслугу лет, доплаты молодым специалистам, мастерам производственного обучения, воспитателям детских садов, гранты творческим коллективам.
Особая статья расходов — развитие инфраструктуры республики. Этот шаг в данном направлении сделан впервые и, что особенно важно, направлен не на одностороннее финансирование из бюджета республики, а на концентрацию средств бюджета РТ и муниципальных образований на приоритетных направлениях экономики республики. Крупные средства будут сосредоточены и на строительстве жилых домов и ликвидации недоремонта существующего жилого фонда. Так, на строительство жилых домов по программе социальной ипотеки будет направлено более 4 млрд. рублей, а общий объем расходов на реализацию недоремонта жилья составит около 5 млрд. рублей.
Упомяну еще о двух важных направлениях. Во-первых, создание Фонда стимулирования социально-экономического развития и качественного управления общественными финансами муниципальных образований. На эти цели предлагается направить 700 млн. рублей, предусмотрев их выделение в зависимости от достижения тем или иным муниципальным образованием наиболее важных показателей в развитии экономики и собственной налогооблагаемой базы.
Во-вторых, качественные изменения мы ожидаем в системе здравоохранения в результате введения упомянутой мною новой системы финансирования отрасли. Существенно увеличив бюджетные ассигнований и доведя их вместе с системой ОМС до 16,6 млрд. рублей, прогнозируется выйти на федеральный норматив на одного жителя республики в размере 4,5 тыс. рублей, чего у нас не было в предыдущие годы. Для этого нам потребуется дополнительно направить в здравоохранение более 1 млрд. рублей.
Таким образом, бюджет 2008 года будет иметь два ярко выраженных принципа: социальная направленность и развитие инфраструктуры.
Будет ли Татарстан переходить на трехлетний бюджет?
Бюджет на три года мы планируем принимать с 2009 года. Однозначно можно сказать, что переход к трехлетнему планированию является одним из ключевых моментов перехода к новому качеству бюджетной политики. Прежде всего, трехлетнее планирование позволяет лучше увязать бюджет с макроэкономическими тенденциями. Решения на среднесрочную перспективу будут более взвешенными, принятие долгосрочных проектов будет возможным только при условии наличия средств на их полную реализацию.
Появляется возможность для хозяйствующих субъектов заключать контракты на 3 года, что снизит затраты на их ежегодный пересмотр. Кроме того, при исполнении бюджета не нужно будет проводить расходы только ради освоения средств до конца финансового года. Выбор республики в пользу принятия однолетнего бюджета на 2008 год обусловлен необходимостью проведения в этот переходный период соответствующей подготовительной работы, в том числе и связанной с масштабной реформой местного самоуправления.
А как сейчас строятся межбюджетные отношения с местными муниципалитетами?
Межбюджетные отношения с муниципалитетами республики — очень важный вопрос. Тем более что в последние годы принципиально изменился механизм формирования межбюджетных отношений.
До 2006 года, то есть до начала реформирования местного самоуправления и межбюджетных отношений, межбюджетное регулирование осуществлялось путем предоставления дотаций на сбалансированность и дифференцированные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц. В местные бюджеты передавались 2\% налога на прибыль, 50\% налога на имущество организаций, налог на добычу полезных общераспространенных ископаемых, плата за воду, налог на игорный бизнес.
Причем, виды налогов и нормативы отчислений в местные бюджеты ежегодно менялись, что по определению исключало заинтересованность местных органов власти в увеличении собственных доходов.
Так называемые «сельские» районы с недостаточным уровнем развития промышленного производства знали, что все равно получат дотацию из бюджета республики; «нефтяные» районы наоборот понимали, что для них определяются минимальные нормативы отчислений в целях сбалансированности территорий и предоставления дотаций наиболее «бедным» районам. Финансирование расходов по уровням бюджетов осуществлялось исходя из сложившейся практики.
Несомненно, принятие законодательства о местном самоуправлении и межбюджетных отношениях упорядочило существовавшую структуру. Выстроена четкая бюджетная система. Сформированы органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и поселений.
В Республике Татарстан образовано 999 муниципальных образований. Для каждого типа муниципальных образований на постоянной основе определены доходные источники и расходные полномочия. Теперь каждый муниципалитет может планировать социально-экономическое развитие территории на среднесрочную перспективу, развивать и наращивать налогооблагаемую базу, самостоятельно и ответственно решать вопросы местного значения.
Но не останутся ли муниципалитеты один на один со своими проблемами? Что-то делается для укрепления их финансовой основы?
Понятно, что законодательное закрепление доходных источников с 2006 года снизило долю собственных доходов в общем объеме доходов местных бюджетов. Однако для обеспечения сбалансированности всех уровней бюджетной системы Республики Татарстан наряду с закрепленными доходами с 2006 года в местные бюджеты зачисляется налог на доходы физических лиц по дополнительным нормативам, частично заменяющим дотации из регионального фонда финансовой поддержки. В прогнозе бюджета на 2007 год это — 2 млрд. рублей, на 2008 год — 2,9 млрд. рублей. С учетом дополнительных нормативов в 2007 году налог на доходы физических лиц полностью зачислялся в бюджеты 14 районов, в 2008 году — в бюджеты 15 районов республики.
Кроме того, в соответствии с бюджетным законодательством из бюджета Республики Татарстан местным бюджетам предоставляются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и поселений и субсидии на софинансирование расходов по вопросам местного значения. Также в соответствии с законами Республики Татарстан местным бюджетам предоставляются субвенции на выполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Сколько они составят в 2008 году?
Общий объем межбюджетных трансфертов, утвержденных Законом Республики Татарстан «О бюджете Республики Татарстан на 2008 год» составляет 13,8 млрд. рублей, что на 2 млрд. рублей меньше уровня 2007 года. Снижение объема межбюджетных трансфертов обусловлено изменением расходных полномочий и соответствующим уменьшением субвенций, а также опережающими темпами роста доходов местных бюджетов по сравнению с индексированными расходами.
Должен отметить положительную динамику обеспеченности расходов по вопросам местного значения закрепленными доходами. Если в прогнозе местных бюджетов на 2007 год законодательно закрепленные доходы обеспечивали расходные полномочия муниципалитетов в среднем на 60\%, то в прогнозе на 2008 год — на 75\%.
Как бы вы охарактеризовали исполнение бюджетов муниципальных районов за 2007 год?
Совместная работа, проводимая в республике федеральными, республиканскими и местными органами власти по увеличению налогооблагаемой базы, подтверждается положительными итогами исполнения местных бюджетов.
По оперативным данным, налоговые и неналоговые доходы мобилизованы в местные бюджеты в 2007 году в объеме 19,3 млрд. рублей, что составляет 128\% к первоначально утвержденным местным бюджетам на 2007 год.
По сравнению с 2006 годом поступление доходов в местные бюджеты в целом выше на 27\%, или на 4,1 млрд. рублей.
Для укрепления финансовой основы муниципальных образований и в целях заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении налогооблагаемой базы с 2007 года на местный уровень передана республиканская доля единого сельхозналога, с 2008 года на местный уровень передано 30\% налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, и 50\% налога на игорный бизнес.
Кроме того, как я уже отмечал, в бюджете Республики Татарстан на 2008 год впервые запланирован фонд стимулирования социально-экономического развития муниципальных образований и качественного управления общественными финансами в объеме 700 млн. рублей. Средства будут предоставляться на конкурсной основе для муниципальных образований — районов и городских округов, обеспечивающих наибольший социально-экономический рост и имеющих наиболее высокие показатели по качеству управления финансами.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: