Новости
22 Января 2008, 10:33

Тысячам компаний страны придется поменять названия

Впервые за 80 лет в России названия компаний будут регулироваться отдельным законом. Четвертая часть Гражданского кодекса, вступившая в силу в 2008 году, может заставить десятки тысяч российских компаний изменить свое имя.

С 1 января 2008 года в названия компаний нельзя включать официальные наименования федеральных и региональных органов государственной власти, наименования международных организаций и общественных объединений, обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали. Раньше компании могли включать в название слова «Россия» и «Российская Федерация», уплатив пошлину в бюджет, а использование названий иностранных государств вообще не регулировалось.

Прокомментировать новые положения Гражданского кодекса TatCenter.ru попросил патентного поверенного РФ, руководителя агентства «Артпатентъ» Григория Бусарева.

Новые положения ГК РФ существенно расширили возможности охраны прав на фирменное наименование. В результате вступления Части IV ГК РФ в силу с 1 января 2008 года все организации, чьи наименования не соответствуют Гражданскому кодексу, обязаны будут при первом же изменении учредительных документов поменять также и свое название: привести его в соответствие с законом. Это прямо указано в ст. 14 Вводного закона.

Правда, конкретные сроки таких изменений законом не установлены. Очевидно, налоговые органы откажут в регистрации каких-либо изменений в учредительные документы (не внесут соответствующую запись в ЕГРЮЛ) без приведения в порядок фирменного наименования. Кроме того, согласно п. 5 ст.1473 ГК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд с иском к такой организации о понуждении ее к изменению фирменного названия. Но не во всех случаях, а только:

  • при нарушения правил, касающихся употребления русских и иноязычных фирменных наименований (п. 3 ст.1473 ГК РФ);
  • при употреблении в фирменном наименовании запрещенных законом терминов, перечисленных в п. 4 ст.1473 ГК РФ (типа «Российская Федерация» и т. п.).

Помимо перечисленных обновленный Гражданский кодекс предусмотрел для фирменных наименований еще целый ряд ограничений. Согласно п. 4 ст.1473 ГК РФ в фирменное наименование не могут включаться:

  • полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
  • полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  • полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;
  • полные или сокращенные наименования общественных объединений;
  • обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Данные ограничения очевидным образом «перекочевали» из правового режима другого средства индивидуализации — товарного знака (знака обслуживания). К слову сказать, сегодня Закон о товарных знаках, наряду с другими законами «Об авторском праве и смежных правах», «Патентным законом» и проч.,) прекратил свое действие. Положения данных законов теперь практически полностью вошли в новую IV часть ГК РФ.

Отдельного, ожидаемого ранее закона «О фирменных наименованиях» не появилось, а лишь появился небольшой раздел в новой части ГК, посвященный фирменным наименованиям. К сожалению, несмотря на столь значительные перемены Российского законодательства об интеллектуальной собственности, вопросы, связанные с неопределенным положением фирменных наименований по-прежнему остались.

Так, фирменное наименование остается «привилегией» только коммерческих организаций, определяется в их учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) при государственной регистрации (п. 1 ст.1473 ГК РФ).

Помимо этого, ряд новых норм также заслуживает пристального внимания. Пункт 2. ст. 1473 ГК РФ предусматривает, что фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Означает ли это, что регистрация таких предприятий как «Мебельный двор» и «Оконные технологии» будет недопустима?

Далее, согласно п. 3. ст. 1474 ГК РФ, не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного
с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

К сожалению, по-прежнему, но по объективным причинам отсутствует какой-либо порядок и контроль за регистрацией одноименных юридических лиц: в одной и том же налогом органе могут быть зарегистрированы фирмы с тождественными или схожими названиями, которые помимо прочего могут также осуществлять аналогичную деятельность в одном и том же городе на одной и той же улице.

В этой связи показателен один из примеров в практике агентства «Артпатентъ». На одной полосе челнинской газеты были напечатаны два рекламных объявления, предлагающие туристические услуги на первый взгляд одной и той же компании «САЯР-ТУР». Однако парадокс в том, что это были два абсолютно разных агентства. Ситуацию обостряло еще и то, что оба агентства были расположены в одном здании. Одно из агентств возникло раньше, работало по указанному в объявлении адресу, приобрело известность и положительную репутацию. Второе агентство SAYARTUR возникло позже умышленно под аналогичным названием и по тому же адресу.

Возникший спор был рассмотрен Управлением Федеральной антимонопольной службы по РТ. По итогам рассмотрения дела было внесено решение о признании факта недобросовестной конкуренции со стороны агентства SAYARTUR. В адрес нарушителя было вынесено предписание о запрете использования данного названия и изменения фирменного наименования в учредительных документах.

Стоит упомянуть, что подобное успешное решение стало, прежде всего, возможным в силу того, что ООО «САЯР» зарегистрировало наименование «САЯР-ТУР» в качестве товарного знака (знака обслуживания) за № 290 534, что и стало решающим аргументом в данном споре.

Введенные в ГК РФ правовые нормы о запрете использования схожих фирменных наименований, безусловно, расширяют возможности защиты фирменного наименования его правообладателем, но вместе с тем возникает ряд вопросов их применению.

Как было отмечено в ст. 1474 ГК РФ, запрещается использовать тождественные и схожие до степени смешения фирменные наименования. Подобный «подход» также заимствован из правового режима товарных знаков, где на практике были «отработаны» те самые критерии «сходства до степени смешения». В отношении фирменных наименований таких критериев пока не определено, что в свою очередь может породить на практике вопросы, а являются ли схожими фирменные наименования, имеющие к примеру разную организационно-правовую форму (ООО и ЗАО), либо являются ли схожими, скажем такие фирменные наименования как «Выбор» и «Ваш выбор»?

Несмотря на возникающие вопросы и, в ряде случаев, «малоприятные» нововведения, очевидно, что принятие Части IV ГК РФ очевидным образом свидетельствует о дальнейшем интенсивном развитии система правовой защиты интеллектуальной собственности в нашей стране.

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: