Второй эшелон на новом пути
Кроме того, средние по размеру банки все активнее присоединяют к себе «меньших братьев». Эксперты полагают, что акцент в сделках M&A сместится на банки средней весовой категории. Судя по всему, банковская гонка за розницей вступает в более прагматичную и спокойную фазу. Контуры кредитных портфелей и офисных сетей намечены. Основные приобретения сделаны, «точки консолидации» определены: Soсiete Generale, сколотившая пул российских «дочек»; Райффайзенбанк, присоединивший Импэкс банк; группа ВТБ, поглотившая петербургский ПСБ; «Зенит», присоединивший «Девон-кредит»,
Не исключено, что в течение ближайшего года вектор притяжения интересов инвесторов в российском банкинге изменится и акцент в сделках M&A сместится на банки средней весовой категории — стабильные банки из первой и второй сотен со своей нишей. Значительная их часть может похвастаться отлаженным и успешным бизнесом. По прибыльности банки за пределами топ-50 не уступают лидерам.
В частности, «Российский кредит» (96-е место по объемам чистых активов) по итогам первого полугодия 2007 года занял 12-е место по размеру прибыли, Национальный резервный банк (65-е место по активам) занял 15-е место по прибыли, следом идут Транскапиталбанк, Джи-и мани банк, «Ренессанс капитал», ВЕФК, Оргрэсбанк, Газбанк, Росевробанк, УБРР, Запсибкомбанк, Русфинансбанк, «Восточный», Кредит Европа банк, «Пересвет», Уралсиб-Юг банк, «Кубань кредит». Впрочем, часть из вышеперечисленных структур входит в более крупные холдинги, но и независимые банки умеют добиваться успеха, а уровень их рентабельности достаточно устойчив.
Одной из особенностей банков второго эшелона, придающей им стабильность, является наличие значительной доли недвижимости в общем объеме активов. За пределами топ-50 российских банков 20 кредитных организаций контролируют недвижимость на сумму более 1 млрд руб. каждая, в том числе Сургутнефтегазбанк, Запсибкомбанк, Пробизнесбанк, Челиндбанк, СМП-банк, Балтийский банк, КМБ-банк, «Северная казна» и УБРР и вовсе числят в активах недвижимость на 2−3 млрд руб. Это сопоставимо с позициями большинства банков из первой полусотни.
С репутацией у «среднего звена» обычно тоже все неплохо. Как правило, это банки с 13−16-летней историей, пережившие и дефолт 1998-го и банковский кризис 2004 года. Рейтинговые агентства нередко оценивают такие банки на уровне BB — неплохой показатель для российского финансового бизнеса.
Из тени в свет
По происхождению банки-середняки условно можно разделить на две основных группы. Если оставить за скобками попавшие в эту категорию «дочки» западных финансовых групп — Русфинансбанк, БНП-Париба, Сведбанк, Дрезднер банк, «Кредит Свис», «Дельтакредит», Джи-и мани банк и другие, к первой группе можно отнести банки, аффилированные с какой-либо финансово-промышленной группой и нарастившие «жирок» на ее деньгах и обслуживании родственных предприятий: например, «Российский кредит» (группа Бориса Иванишвили), банк «Славянский» (группа Сергея Родионова), «Авангард», входящий в одноименную бизнесгруппу, самарский Газбанк, череповецкий Металлургический коммерческий банк, тольяттинский АвтоВАЗбанк, СКБ-банк, набережночелнинский Акибанк и некоторые другие.
Еще одна значительная группа середняков — успешно конкурирующие в своих регионах провинциальные банки: УБРР (Екатеринбург), Татфондбанк (Казань), Далькомбанк (Хабаровск), «Восточный» (Благовещенск), «Центр-инвест» (Ростов)
Наблюдатели отмечают, что с недавних пор в этой среде начались движения, свидетельствующие о желании середняков выбраться из аффилированных бизнесов. Примеры превращения кэптивных банков и банков-монолайнеров в универсальных игроков уже есть. Например, Акибанк, начинавший на деньгах КамАЗа и чудом устоявший при смене руководства автозавода, ныне успешно функционирует как универсальный банк. Многие середняки вслед за лидерами рынка устремились в большой поход за розницей, прежде всего — кредитной.
Например, Пробизнесбанк по активности кредитной политики вполне сравним с гигантами рынка, а провинциальные Фиабанк (Тольятти) или Банк24.ru (Екатеринбург) в своих регионах по объемам кредитования успешно конкурируют с общероссийскими лидерами. На рынок кредитования вышли и аффилированные банки, уже проделавшие или начавшие путь к универсальности. Например, тот же «Авангард» занял одну из лидирующих позиций в сегменте автокредитования, Мастер-банк реализует масштабную программу потребкредитования. В последние месяцы активно продвигается и создававшийся как специализированный СМП-банк, который усиленно наращивает филиальную сеть, пополнив продуктовую линейку ипотекой и автокредитованием.
С началом нового делового сезона от середняков поступило уже несколько заявок на универсальность и серьезный прорыв. Заявил о начале реформирования в универсальный банк «Российский кредит». Балтинвестбанк обнародовал амбициозную программу вхождения в первую десятку российских банков в сегменте кредитования малого и среднего бизнеса, которую подкрепит сеть из 30 филиалов.
Предпродажная подготовка
Четко определилась еще одна тенденция: банки второго эшелона повсеместно отказываются от сомнительных операций в пользу понятного для потенциального инвестора бизнеса. «Многие банки средней весовой категории, по сути, ведут сегодня «предпродажную подготовку, самостоятельно или с помощью отечественных и иностранных консультантов выстраивая прозрачные системы управления и движения денег», — отмечает руководитель банковских проектов компании «ИМА-консалтинг» Дмитрий Афонин. Эксперт полагает, что равноправные слияния по примеру УРСА банка останутся редкими случаями. Более реальны поглощения, но и этот вариант едва ли станет доминирующим.
«Эти банки не готовы „продаваться с потрохами“, поскольку у них, в принципе, все хорошо — и с бизнесом, и с клиентурой, — говорит аналитик агентства „Русрейтинг“ Виктория Белозерова. — Но им нужны деньги для развития, доступ к длинным и дешевым ресурсам. Это главный вопрос на повестке дня для средних банков. И именно это станет основным стимулом, подталкивающим такие банки выйти на рынок».
Белозерова отмечает, что многие середняки уже ведут или готовы вести переговоры по продажам блокпакетов (25\% плюс одна акция и выше) западным инвесторам. Можно предположить, что с участием иностранцев в капитале банк будет более привлекателен для массовых инвесторов и имеет больше шансов успешно выйти с допэмиссиями на фондовый рынок.Если эта тенденция окажется продуктивной, то идущие ныне продажи небольших пакетов (5−10\%) инвестфондам можно рассматривать как промежуточные — своего рода «контрольные закупки». Аналитики полагают, что такой сценарий может подхлестнуть процесс поглощений на низовом уровне российского банкинга — среди кредитных организаций, не входящих в топ-400. Сейчас для лидеров рынка эти активы слишком мелки, а у середняков на такие покупки нет свободных денег.
Если в средние провинциальные банки потекут инвестиции, они начнут поглощения в соседних регионах, наращивая мускулы и создавая сети по кустовому принципу. Помимо УРСА банка, который активно формирует сеть на Урале и в Сибири, становится заметной петербургская корпорация ВЕФК, поглотившая ряд банков на северо-западе.Средним банкам нужны деньги для развития, доступ к длинным и дешевым ресурсам. Это станет основным стимулом, подталкивающим такие банки выйти на рынок"
МНЕНИЕ: по какому пути развиваются средние банки
Максим Егунов, заместитель предправления СМП-банка:
— Можно выделить два основных типа стратегий банков второго эшелона. Первый — серьезные попытки развития филиальной сети, они сопряжены со значительны ми финансовыми затратами и глубоким пересмотром корпоративной структуры, а зачастую — и структуры акционерного капитала. В числе примеров можно назвать Судостроительный банк, группу «Конверс», Балтинвестбанк.
Второй тип стратегии — поиск крупного институционального инвестора или клиента, который может перевести в банк обороты подконтрольных компаний и их контрагентов, обеспечив тем самым постоянный оборот денежных средств и формирование значительного объема остатков на счетах клиентов. При этом не затрачиваются дополнительные силы и средства на формирование службы привлечения и сопровождения клиентов, нет необходимости расширения штатов, а более важным становится технологическое совершенствование работы кредитного учреждения. Примерами такой стратегии могут служить Славинвестбанк, банк «Проминвестрасчет».
Можно увидеть и нечто среднее в выборе пути развития: приход нового крупного клиента или инвестора, который не только приносит с собой большой объем средств, но и предоставляет возможность расширения филиальной сети.
Подобный тип расширения наиболее удачен для банка, поскольку и закрывает потребности в поддержании ликвидности, и значительно повышает капитализацию учреждения.
Цель покупок небольших пакетов акций российских банков инвестфондами — скорее всего, диверсификация имеющегося инвестиционного портфеля. Ранее большой объем средств направлялся фондами в недвижимость и размещался на рынке ценных бумаг. Вложение средств в стабильно работающий банк не только менее рискован но, но и потенциально более прибыльно.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: