Новости
20 Июня 2007, 13:53

Аудит в Татарстане: переход к саморегулированию

История рынка аудита в Татарстане насчитывает около 15 лет. За это время в республике возникло несколько аудиторских и консалтинговых компаний, в Казанском государственном финансово-экономическом институте появился центр обучения аудиту. Условия аттестации аудиторов усложняются, к специалистам этой сферы предъявляются более высокие требования.

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Цель аудита — выражение мнения о достоверности отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Сергей Никифоров, президент аудиторско-консалтинговой группы «ФБК Поволжье (PKF)», директор Средне-Волжского территориального института (филиала) Института профессиональных аудиторов (ИПАР):

— В Татарстане история аудита началась в 1990 году, когда здесь открылся филиал единственной в СССР московской аудиторской компании «Инаудит», но тогда еще не было ни сертификатов, ни лицензий, а специалистов набирали из числа бывших ревизоров. В целом аудиторские проверки были больше похожи на ревизию, чем на то, что мы называем аудитом сегодня. Непосредственно республиканские аудиторские компании начали появляться в 1991 году. Сейчас аудитор проходит обязательную аттестацию в учебном центре (один из которых работает, к примеру, в КГФЭИ), обучается, сдает экзамены.

Среди тенденций на рынке аудита в республике прежде всего, по мнениям экспертов, следует отметить снижение удельного веса аудиторских услуг по сравнению c консалтинговыми и иными сопутствующими услугами. Как сообщил генеральный директор аудиторско-консалтинговой компании «АУДЭКС», председатель Комитета по аудиту ТИПБ РТ Айрат Гимадутдинов, если по итогам первого полугодия 2006 года соотношение было 55,1 на 44,9 в пользу консалтинга, то в 2007 году уже 59,9 на 40,1.

Айрат Гимадутдинов, генеральный директор Аудиторско-консалтинговой компании «АУДЭКС», председатель Комитета по аудиту ТИПБ РТ:

— Следует отметить, что аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. На сегодня МФ РФ выдано порядка 7000 лицензий на право занятия аудиторской деятельностью. Из этого количества по оценке самого же МФ РФ реально работающими являются не более 3000 аудиторских организаций. Можно сказать, что за последние 10 лет рынок аудиторских услуг сформировался в достаточно устойчивый и востребованный сектор экономики. Ежегодно объемы оказываемых услуг в РФ по аудиту увеличиваются на 30−40\%. Также аудит можно охарактеризовать как достаточно консервативный сектор рынка.

В аудите главное, на мой взгляд, это бренд и его репутация, а зарабатываются они годами, поэтому основные игроки рынка — так называемые ТОП-100 — не претерпевают существенных изменений на протяжении ряда лет. В то же время на рынке наблюдается ряд проблем, тормозящих его развитие и снижающих его эффективность.

Сферы, касающиеся оптимизации деятельности предприятия и повышения его прибыльности, взаимосвязаны. К примеру, оценочная деятельность напрямую влияет на размер налогооблагаемой базы. Вопросы, связанные с налогами, также можно решить только при совместной работе аудиторов, консультантов и юристов.

Предприятия стали также больше внимания обращать на известность и репутацию аудиторско-консалтинговой фирмы, наличие у нее достаточного штата высокопрофессиональных специалистов, отработанных технологий и необходимых сертификатов. Работа с фирмой, обеспечивающей комплекс сопутствующих аудиту услуг, удобна возможностью контролировать исполнителя в плане обеспечения сохранности конфиденциальной информации: ведение дел предприятия связано с доступом к коммерческой тайне, и в этом плане важно наличие одного надежного партнера, с которого, в случае чего, можно за все спросить.

Еще одной современной тенденцией рынка является то, что вопрос цены рассматриваемых услуг хоть и остается важным, но отступает на второй план. Многие понимают и убедились на своем собственном опыте, что организация действительно качественного предоставления услуг сопряжена у исполнителя с высоким уровнем издержек.

Айрат Гимадутдинов:

— Сильная конкуренция между участниками рынка ведет к тому, что некоторые из них начинают демпинговать, резко снижая цены на свои услуги. Так, они зачастую идут на поводу у клиентов, которые хотят получить подписи аудитора за меньшие деньги. Неоправданное снижение стоимости услуг ведет к падению их качества. Вместо детального и тщательного анализа всей финансовой (бухгалтерской) отчетности недобросовестный аудитор может, не вникая в особенности, на основе поверхностной оценки дать свое положительное заключение. А существующий сегодня низкий государственный контроль вводит в искушение проверок вообще не проводить. Это и есть в чистом виде «черный» аудит, который наносит огромный вред рынку и его участникам, снижает репутацию института аудита как такового.

Поскольку эта проблема существует на протяжении ряда лет, Правительством РФ в 2005 году было принято решение внести кардинальные изменения в регулирование аудиторской деятельности. И в 2007 году в первом чтении были приняты поправки к закону «Об аудиторской деятельности», которые должны вступить в действие с 01.07.07. после неоднократного переноса сроков.

Суть поправок сводится к переводу аудиторской профессии на принципы саморегулирования. Если сейчас право на осуществление аудиторской деятельности дает лицензия министерства финансов РФ, то с 1 июля 2007 года это право будет давать обязательное членство в саморегулируемой организации (СРО) аудиторов. СРО будет передан целый ряд полномочий и контрольных функций, которые осуществляет Минфин. Разработчики поправок считают, что реализация их идей может привести к искоренению с рынка демпинга, «серого» и «карманного» аудита.

Малоэффективный государственный контроль сменится более ответственным общественным самоконтролем. Саморегулируемые организации будут сами вести аттестацию аудиторов. Они должны будут проводить регулярные проверки аудиторской деятельности своих членов, как предусматривает проект, не реже одного раза в три года. При нарушении стандартов деятельности, СРО через суд может отозвать аудиторский аттестат и лишить компанию членства. В новых условиях это будет равносильно потере лицензии. А, учитывая, что аудитор сможет быть членом лишь одной СРО, фактически это будет означать его уход с рынка.

Сергей Никифоров:

— В Государственную Думу РФ планируется внести законопроект, предусматривающий продление государственного лицензирования аудита до 2008 года, то есть еще на год. Еще два года назад началось обсуждение планируемых изменений относительно регулирования рынка аудита: прекращение лицензирования со стороны государства, передача функции контроля СРО (саморегулируемым организациям). Однако этих изменений не происходит. Поэтому ситуацию на рынке аудита я могу охарактеризовать как застой.

Что касается количества аудиторских фирм, оно остается примерно на том же уровне, что и несколько лет назад. Кадровый состав аудиторов меняется мало. Координацию работы членов аудиторского сообщества в Татарстане осуществляет в том числе Средне-Волжский территориальный институт (филиал) Института профессиональных аудиторов (ИПАР).

Пока под вопросом обязательное членство аудитора в СРО, обязательный контроль качества и другие давно назревшие изменения.

В первые годы действия поправок вход новых участников в СРО будет относительно свободным. Саморегулируемые организации будут бороться за каждого профессионального участника рынка. СРО, которые не смогут набрать необходимого количества участников, будут поглощены или распущены.

Лилия Кузьмина, генеральный директор ЗАО «Аудиторская независимая компания «СЭНК» :

— Государственное лицензирование, на мой взгляд, не мешало работе
аудиторских компаний. Но на данный момент дальнейшее развитие аудита в России невозможно без вступления в профессиональное объединение аудиторов. Выбор профессионального саморегулируемого объединения остается за аудиторской компанией. Неотъемлемым условием членства в этих объединениях является не только профессионализм аудиторской компании, но и возможность последней оплатить вступительные и членские взносы, а они весьма разнятся. Это приводит к тому, что более конкурентоспособными становятся крупные аудиторские компании, которые могут себе позволить эти выплаты.

Концепция саморегулирования предполагает передачу государственных функций СРО именно потому, что они в отличии от государства, будут нести материальную ответственность. Причем страхование ответственности не отменяет компенсационного фонда. Это два разных механизма. При страховании действует принцип «Каждый страхует сам себя», а при компенсационном фонде — «Каждый страхует каждого». Многие аудиторские компании страхуют по требованию заказчика свою страховую ответственность по договору. Но такая страховка не предусматривает ответственность перед третьими лицами, которые не имеют договора с аудитором.

Следующее изменение, которое повлияет на развитие аудиторской профессии это — тема, очень волнующая аудиторов сегодня. Это предусмотренная новым законом переаттестация, которую они должны будут пройти в течение 3-х лет с момента вступления изменений закона в силу. Основной ее смысл — введение единого квалификационного аттестата (ЕКА) аудитора. Ныне действует 4 вида аттестатов — по общему, банковскому, страховому аудиту, аудиту фондов и бирж. В ЕКА помимо них будет включен экзамен по аудиту по МСФО. Все аудиторы, желающие заниматься аудитом, должны будут сдавать экзамен по всем указанным направлениям.

Айрат Гимадутдинов:

— Уже сейчас очевидно, что нововведения спровоцируют скачок цен на аудиторские услуги. Рост цен на услуги будет связан, во-первых, с ростом издержек ведения самой аудиторской деятельности. Аудиторам придется платить больше за страхование, поскольку появятся такие статьи расходов, как плата в компенсационный фонд и содержание СРО, за обучение, необходимое для переаттестации, увеличатся расходы на методологию. Во-вторых, вследствие роста издержек и ужесточения правил игры, рынок покинут множество мелких участников — прежде всего те, кто не уделяет должного внимания внутренним системам контроля качества, не придерживаются стандартов аудиторской деятельности, не проходит внешнего контроля качества.

Эксперты прогнозируют дальнейший рост рынка аудиторских услуг и этому будут способствовать такие факторы, как общий рост экономики, который неизбежно тянет за собой рынок услуг: динамичный рост среднего бизнеса и его желание привлекать дополнительные финансовые ресурсы, ведет к стремлению компаний различных отраслей экономики быть более прозрачными и привлекательными для инвесторов. Поэтому все более востребованными становятся услуги по подготовке и аудиту отчетности по МСФО. Кроме инвесторов, требования к наличию отчетности по МСФО начинают предъявлять и кредиторы. Другая тенденция рынка — происходящие процессы реформирования и консолидации предприятий, сопровождающиеся образованием новых юридических лиц и формированием дочерних обществ. Они не первый год способствуют увеличению спроса на комплекс услуг, связанных с постановкой бухгалтерского учета, разработкой и внедрением финансовой стратегии и системы финансового управления.

Рамзия Руденко, заместитель генерального директора ООО «НКФ»:

— Аудит — одна из первых консалтинговых услуг, которая подлежала лицензированию. На сегодняшний день спрос на аудиторские услуги обусловлен двумя факторами. Во-первых, основным потребителем аудиторских услуг являются крупные предприятия, подлежащие обязательному ежегодному аудиту (ОАО), доля которых в экономике РТ достаточно велика. Во-вторых, возрастает спрос на аудиторские услуги предприятий с организационно-правовой формой ООО, а так же среди представителей индивидуального бизнеса. Это связано с тем, что современные экономические условия требуют (а особенно борьба с серыми доходами) «открытости» бизнеса. Проведение аудита на предприятии свидетельствует о ведении бизнеса в соответствии с законодательством. На первом месте среди инициаторов аудиторской проверки предприятия, безусловно, находятся собственники предприятия, которые стремятся открыто показать законность своих прибылей и отсутствие серых схем. Далее обычно идет руководство (менеджмент) организации, которые стремятся убедиться в том, что хозяйственные операции работников бухгалтерии отражены верно, т. е. в соответствии с законодательством РФ.

Если судить по тем предприятиям, на которых мы проводим аудит два года и более, то можно говорить о заметном положительном влиянии на организацию бухгалтерского учета и качество финансовой отчетности. Заметно меньше стало претензий со стороны налоговых органов. Косвенным свидетельством улучшений в учетном процессе аудируемых предприятий могут служить положительные отзывы работающих бухгалтеров.

Лилия Кузьмина:

— В целом наблюдается тенденция роста внимания руководителей различных частных компаний к аудиту. Если количество обязательных проверок остается прежним, то проверки по инициативе самих фирм, в связи с определенными проблемами ведения бухгалтерии или налогообложения, происходят чаще.

В дальнейшем общие тенденции, наметившиеся на рынке аудита и консалтинга, по мнениям экспертов, будут сохраняться. Подход к выбору и аудитора, и консультанта, становится все более осознанным. Предприятия обращают больше внимания на комплексность услуг фирмы при выборе аудитора и консультанта.

Новости
18 Декабря 2025, 19:43

На первый этап реконструкции Дворца детского творчества в Казани потратили ₽368 млн

Средства были направлены на противоаварийные и ремонтно-реставрационные мероприятия.

На реконструкцию Дворца детского творчества имени А. Алиша в Казани выделено 368 млн рублей для проведения первоочередных работ. Об этом сообщила начальник отдела сохранения объектов культурного наследия Комитета РТ Эльза Бабушева, передает «Татар-информ».

По ее словам, средства были направлены на противоаварийные и ремонтно-реставрационные мероприятия. К первоочередным работам отнесли усиление грунта и фундамента, инъектирование трещин, а также выполнение полной гидроизоляции наружных стен по периметру цоколя. Также была полностью заменена кровля, усилены стропильные конструкции и начато восстановление исторического фасада. Как отметила архитектор Института развития города Казани Анна Хамзина, основные повреждения здания были конструктивными: трещины, намокание стен из-за протечек и необходимость укрепления фундаментов. Сейчас эти проблемы решаются. Внешние фасады здания пока закрыты строительной пленкой, внутренняя отделка и восстановление интерьеров не начаты. Вопрос о финансировании и сроках второго этапа, включающего внутреннее обустройство, будет рассматриваться в 2026 году.

Читайте также: «Что нового в декабре 2025?»

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: