«Сегодня оптимизм российского автопрома поддерживается тем, что наработан опыт организации поставок качественных комплектующих на атозаводы. Пожалуйста, расскажите подробнее об этом опыте,» — такой вопрос прислал Рустам Калимуллин, Набережные Челны.
На вопрос отвечает Геннадий Сидоров, эксперт по сертификации систем менеджмента качества, заместитель директора НП «Поволжский центр качества».
Особую роль играет автомобилестроительная промышленность в кризисных ситуациях, когда отрасль выступает «локомотивом», вытягивающим всю экономику страны из экономического кризиса. Это обусловлено особенностями автомобильного производства с его масштабностью, массовостью, высоким уровнем кооперации с другими отраслями промышленности. Ответственность за качество и безопасность автомобилей перед потребителем и обществом несут автосборочные предприятия, то есть конечные изготовители. Не надо забывать, что доля автокомпонетов (комплектующих изделий и материалов) в составе автомобиля может превысить 75%. По данным статистики, доля дефектов компонентов в общем количестве дефектов автомобиля в гарантийный период эксплуатации составляет 65−80%. Поэтому, стремясь к высокому качеству своей продукции, автосборочные предприятия предъявляют высокие требования к качеству продукции своих поставщиков.
Сегодня единственный способ разрешить эту проблему — применение предприятиями автопрома международных стандартов в области менеджмента ИСО серии 9000 (система менеджмента качества — СМК), ИСО 14 000 (экологический менеджмент), OHSAS 18 000 (охрана труда), ИСО/ТУ 16 949 (автомобильная промышленность).
Российская автомобилестроительная отрасль рассматривает стандарт
ИСО/ТУ 16 949:2002 (ГОСТ Р 51 814.1−2004) «Особые требования по применению ИСО 9001:2000 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части», как документ, минимально необходимый как на автосборочных предприятиях, так и на предприятиях, выпускающих составные части автомобилей.
В 1994 году автомобилестроительными компаниями Крайслер, Форд и Дженерал Моторс (США) была принята система QS-9000, устанавливающая требования к системам качества поставщиков. Подобные требования к системам качества поставщиков автомобилестроительной отрасли были установлены во Франции, Германии, Италии. Международный комитет ИСО/ТК 176 и Международная Автомобильная Целевая Группа (IATF) гармонизировали такие требования, выпустив в 1999 году международные технические условия ИСО/ТУ 16 949−99, которые опирались на требования ИСО 9001:1994. Необходимо отметить ряд существенных отличий требований ISO/TS 16 949:2002 от требований стандарта ISO 9001:2000:
● процессы СМК нужно анализировать не только с точки зрения их результативности, но и эффективности: анализ СМК со стороны руководства должен включать оценивание «стоимости плохого качества» и анализ фактических и потенциальных отказов при эксплуатации продукции;
● производитель автокомпонентов должен подготовить планы на случай непредвиденных обстоятельств с целью удовлетворения требований потребителя — автосборочное производство при возникновении чрезвычайных ситуаций, таких как: перебои в работе, отказ ключевого оборудования и возвраты из эксплуатации и др.;
● производитель автокомпонентов должен соблюдать процедуру одобрения продукции и процесса изготовления, которая признается потребителем-автосборочным предприятием и в свою очередь применять ее по отношению к своим поставщикам;
● автосборочное предприятие должно развивать СМК поставщика, поставщики автосборочного производства должны быть зарегистрированы на соответствие ISO 9001:2000 аккредитованным органом по сертификации ;
● обслуживание оборудования должно быть планово-предупредительным с учетом использования методов прогнозируемого технического обслуживания, то есть ремонтировать только тогда, когда у вас что-то сломалось — уже недостаточно;
● для того, чтобы устранить причину несоответствия производства, организация должна применять внедренные корректирующие и управляющие действия и к другим аналогичным процессам и продукции.
Рекомендуется эту работу проводить поэтапно: первый этап — разработка, внедрение и сертификация систем менеджмента качества на соответствие ИСО 9001; второй этап — доработка СМК до требований ИСО/ТУ16 949.
Что предприятию-изготовителю автокомпонентов и автосборочному предприятию дает внедрение ISO/TS 16 949:2002:
— повышение качества выпускаемой продукции;
— получение преимущества перед конкурентами при участии в тендерных торгах для получения государственного, военного или любого другого заказа;
— закрепление на рынке и расширение своей доли;
— упрощение и удешевление процесса получения лицензии (разрешения), сертификата соответствия на продукцию;
— повышение имиджа организации в глазах иностранных и российских партнеров, инвесторов;
— снижение непроизводственных затрат.
Описываемые стандарты внедрены в Татарстане на ОАО «КАМАЗ» при активном участии ОАО «ВНИИС», некоммерческого партнерства «Поволжский центр качества» при поддержке Министерства экономики и промышленности РТ.
Результативность этой работы в комментариях не нуждается — всем известно, каким спросом сегодня пользуется продукция ОАО «КАМАЗ». Опыт этой работы распространяется на ОАО «АВТОВАЗ».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: