Первое упоминание о таком спортивном снаряде, как конек, дотошные историки отыскали в англо-нидерландском словаре Гемаха издания 1648 года. В России первый клуб конькобежцев появился в Петербурге на 200 лет позднее — только в 1864 году. А первое официальное соревнование российских ледовых спринтеров состоялось в Москве уже при советской власти — в 1918 году, а организация скороходов величалась Обществом ржавого конька. Собственно коньки поначалу представляли из себя деревянные колодки, к которым снизу прикреплялся железный или бронзовый полоз (впоследствии мягкий металл заменили сталью), а сверху — обувь. В конце XIX века норвежцы Паульсен и Вернер сконструировали трубочные беговые коньки, где в качестве полоза использовалась как бы разрезанная вдоль трубка. На таких катались наши прабабушки и прадедушки вплоть до 30-х годов прошлого века.
Только поколение 60-х смогло оценить преимущества новых технологий. Кстати, именно тогда посещение катка стало культовым семейным мероприятием. По выходным тысячи любителей отправлялись медленно нарезать круги под музыку духового оркестра. Скользили на «канадках» (круто заточенные лезвия, где участок соприкосновения со льдом минимален), «полуканадках» (изгиб лезвия менее крутой), «беговиках» (коньки с абсолютно прямым и длинным лезвием), «снегурках» (носок лезвия круглый и напоминает изгиб шеи сказочного коня) и, наконец, «фигурках» — коньках, у которых на носке лезвия есть зазубрины. Кстати, стоили коньки по тем временам весьма дорого — около 30 руб. за пару (лезвия уже с ботинками). Ради экономии можно было купить лезвия и ботинки отдельно и отдать приклепать первое ко второму в одну из мастерских, существовавших при каждом стадионе.
Сегодня ничего клепать не надо. Под словом «коньки» уже подразумевается обувь с прикрепленными к ней лезвиями. А производители коньков достигли невообразимых для тех, кто катался на «канадках», высот, причем как с точки зрения дизайна, материалов и технологий, так и с точки зрения функционального назначения. Например, только хоккейных коньков существует как минимум три разновидности. Так, нападающие катаются на облегченных коньках, это и понятно: им важна скорость. Защитники надевают силовые коньки, тяжелые, с мощными боковыми накладками. А вот вратарские, предназначенные для короткого ускорения в нужную секунду, похожи на фигурные — с зазубринами на носке.
Собственно, на «фигурках» в последнее время стало вполне приличным кататься не только женщинам, но и мужчинам. За пару месяцев можно очень неплохо научиться разгоняться «елочкой», а также освоить эффектные «фонарики», «пистолетики» и прочие фигуры низшего пилотажа. На присутствующих на катке дам это производит неизгладимое впечатление. Примечательно, что после старта на Первом канале проекта «Звезды на льду» в России, как в далеких 60-х, начался коньковый бум. По словам Людмилы Кутьковой, бренд-менеджера ООО «Илион», входящего в группу компаний «Спортмастер», нынешней зимой объем продаж коньков увеличится. С такими темпами, если зима все-таки случится настоящая, рост продаж может составить 20−30\% — наилучшие показатели за последние годы.
Из кожи молодого дерматина
Практически все мировые бренды производят коньки не только профессионального, но и любительского класса. Так что выбирать есть из чего. В том числе среди российских (завод «Динамо», что во Владикавказе), прибалтийских (эстонская фирма «Мунари») и даже китайских («Лидер») вариантов. Стоят они относительно недорого (порядка $ 30−40) и представлены в двух видах: цельнолитые (лезвие вмонтировано в подошву) и те, где лезвие приклепано к ботинку. По отзывам, предпочтительнее последние: они менее подвержены механическим воздействиям, хотя и тяжелее.
Импортное снаряжение настолько разнообразно, что можно потеряться как в лейблах, так и в сути того, что вы хотите. Критерии выбора коньков весьма многочисленны. Совет прост: начните с качества, а закончите ценой. Любительские коньки прежде всего распознаются по «половому признаку». Чуть ли не главная примета — раскраска. Одна и та же модель может быть и мужской, и женской. Последняя, естественно, цветом ярче. Но доминирующий критерий — степень удобства, комфортности ботинка. Способ определения комфортности аналогичен процессу примерки обычной обуви: коньки не должны ни давить, ни натирать.
Главное заблуждение непродвинутых «конькоюзеров» — материал, из которого сшит ботинок. Мол, кожаный — хорошо, пластиковый — плохо. Все далеко не так однозначно. На деле для любителей, особенно таких, которые делают на льду первые шаги, ботинок из искусственных материалов удобнее, а главное — безопаснее. Дело в том, что фиксация голеностопа здесь жестче. Таким образом, вопреки мнению большинства российских любителей льда именно ботинки из пластика или комбинированного материала лучше всего подходят для катания на любительском уровне. Впрочем, если кому-то захочется выделиться, в будущем сезоне у них будет такая возможность. В проекте одной из ведущих «конькостроительных» компаний Roces (Италия) запланирована серия Ice Glamour, готовая поразить разнообразием необычных материалов для пошива ботинок — от имитации кожи крокодила до копии страусиной. Правда, это планы уже на будущий год. Презентация новой линии состоится только через месяц, в январе. Вообще же Roces представляет всю линейку коньков для отдыха. Особенно повезло детям. Специально для подрастающего поколения Roces разработала раздвижную модель, позволяющую подобрать коньки под вырост детской ножки. Хотя раздвижные ботинки могут быть полезны и взрослым — например, тем, у кого одна ступня значительно длиннее другой. Раздвижная размерная шкала градируется с 25-го по 29-й, с 30-го по 35-й и с 36-го по 40-й размеры. Цена пляшет от $ 100 до $ 180.
Что касается размеров вообще, при покупке коньковой пары следует иметь в виду, что цифра, указанная на ботинке, как правило, на полторы единицы больше общепринятого российского стандарта. Поэтому в магазин следует приходить с шерстяными носками, в которых планируете кататься, и, обувшись, постоять некоторое время на коврике, чтобы оценить комфорт (с учетом того, что на льду нагрузки на ступню и голеностоп будут выше).
Лезвия — основной инструмент, которым «работает» конек. Среди компаний, выпускающих лезвия высокого класса, наиболее продвинутые — John Wilson и МК. Самые известные лезвия от John Wilson — Gold Seal, большинство фигуристов мирового уровня катаются именно на них. Есть у компании и более дешевые, но тоже вполне качественные модели, такие как Coronation Comet, Coronation Асе, Professional и пр. Лезвия для начинающих называются Excel.
Чтобы кровь играла
В сегменте «фигурные коньки» много лет пользуются уважением европейские фирмы WIFA, Graf и Risport. Для начинающих рекомендуется серия Villars от компании Graf за $ 90, для чуть более продвинутых предлагается модель Prima от австрийской WIFA (в районе $ 130). Кожа и комбинированные материалы — конек фирмы Risport. Для любителей подойдет пара Super RF3, но уже по цене под $ 200 — не за собственно коньки, а лишь за ботинки. Не так давно два бренда — Bauer и Nike — объединили усилия в производстве ледовых коньков. Продукт теперь маркируется единым лейблом BauerNike и стоит от $ 70 до $ 150 в любительском варианте. А вот фирма Nordway сконцентрировала усилия на производстве коньков исключительно для отдыха. Причем сделала акцент на продвижении линии fashion. Если в технологическом плане для любительских коньков уже вряд ли можно придумать свежее конструктивное решение, то для работы над усовершенствованием внешнего вида — край непочатый. До сих пор традиционно считалось, что светлые тона коньковых ботинок априори женские, темные — мужские. Nordway решилась на эксперименты и принялась разукрашивать коньки в самые немыслимые цвета — розовый, голубой, черно-белый… Все более модными становятся рисунки наподобие автомобильной аэрографии. По наблюдениям продавцов, отнюдь не стесняются кататься на разноцветных коньках (цена пары от Nordway — от $ 60 за «фигурки» и от $ 75 за хоккейный вариант) молодые люди от 14 до 30 лет. Более того, продажи fashion-линии неуклонно растут.
Глядя на прилавки с рядами выстроенных коньков, можно растеряться. Так, две однотипные модели могут быть снабжены или клипсами, или шнурками. Новичкам больше подойдут клипсы. Всего-то дел — защелкнуть, и нога зафиксирована, нигде не давит, конек не «разъезжается». Со шнурками сложнее. Для поддержания свободного кровообращения в ноге ботинок должен шнуроваться слабее в носочной части, плотнее в области подъема и снова слабее в верхней части (перед крючками). В случае с новыми коньками перед первым катанием небесполезно несколько раз зашнуровать и расшнуровать ботинки и повторить операцию непосредственно перед выходом на каток, чтобы обувь более плотно села по ноге.
Для производства современных коньковых ботинок используются материалы с водоотталкивающими свойствами. А они требуют специального ухода — во избежание деформации и утери качеств. После каждого использования нужно насухо протирать коньки мягкой тканью — как изнутри, так и снаружи. То же самое и с лезвиями. Ни в коем случае нельзя сушить коньки рядом с источником тепла — только при комнатной температуре. При расслабленной шнуровке и вытянутом наружу язычке коньки готовы к очередному ледяному драйву. Для консервации потребуется дополнительная процедура — покрытие лезвий специальной технической смазкой.
Даже самые «незатачиваемые» лезвия, выполненные из сверхпрочных сталей, время от времени требуют подточки. Не пытайтесь точить коньки вручную. Одни лезвия затачиваются «желобком», другие имеют плоскую поверхность, третьи предусматривают угол наклона в зависимости от ноги — правой или левой. Заточку необходимо производить только в специализированных мастерских либо в сервисных центрах при магазинах. Стоит процедура примерно 100 рублей.
Ну и последнее (но не менее важное), о чем следует позаботиться начинающим фигуристам, хоккеистам и конькобежцам,— это защита. Хотя бы такая, какой пользуются любители роликовых коньков: наколенники и налокотники. Самая известная фирма, которая специализируется на выпуске этого снаряжения — Rollerblade (цена комплекта для взрослого человека — от 1000 руб.). По мнению специалистов, защита необходима не только начинающим любителям катания — падать на лед больно всем.


Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: