ООПТ находятся под особой охраной государства и предназначены для сохранения ценных видов животных и растений, ландшафтов, а также для поддержания экологического равновесия.
Индира Томаева, специалист отдела охраны растительного, животного мира и заповедного дела Минэкологии РТ:
— В последнее время порядка десяти ООПТ были исключены из состава особо охраняемых. В основном это историко-культурные памятники, и те, которые вошли в состав заповедников, например, памятник природы «Голубые озера» и сквер дома-музея Ленина в Казани. В Казани 7 ООПТ: дендросад Татарской лесной опытной станции, немецко-русская «Швейцария», кедровый парк на территории городской больницы № 18, массив «Дубки» в районе водозабора, карьерный овраг возле поселка Нагорный и река Казанка.
Мнение экологов на наличие ООПТ в Казани различно. Одни считают, что городу необходимо иметь особо охраняемые зеленые уголки, которые должны войти в генплан Казани, чтобы в дальнейшем застройщики не разрушали их. Другая группа экологов полагает, что промышленный мегаполис и памятники природы — несовместимы.
Андрей Калайда, руководитель Департамента окружающей среды Минэкологии РТ:
— Казанские памятники природы создавались еще в 70-е годы XX века. С тех пор они испытывают колоссальную техногенную и антропогенную нагрузку. Обеспечить им режим особой охраны очень трудно, поскольку они являются достоянием жителей города.
Официально охраняемые участки городской зелени не включили в список во время проходившей недавно инвентаризации ООПТ с целью определения их границ. Ведь браконьер, охотящийся на заповедной территории, может потребовать, к примеру, документы, подтверждающие, что это ООПТ. Больничный кедровый парк заложен в 1988 году в память воинам, павшим во время Великой отечественной войны. Помимо кедров здесь растут и другие хвойные, а также липа, береза, ива, туя, вяз, акация. Долгое время парк был легко доступен для любителей пикников, в ходе которых природе наносился серьезный ущерб. К тому же кедры — очень нежные деревья и не переносят загазованности и запыленности воздуха, а проходящая рядом автомобильная трасса только усугубляла состояние деревьев. Кедры стали болеть, поэтому парк обнесли кирпичной оградой.
Михаил Сухов, директор Лесной опытной станции РТ:
— В дендросаду лесной опытной станции РТ, которому уже 58 лет, когда-то в качестве эксперимента посадили 105 видов деревьев из разных широт — от Северной Америки до Дальнего Востока. Саженцы привезли по большей части из Раифского дендрария, а также из подмосковного питомника. Многие замерзли в первые же зимы. Сейчас здесь осталось только 35 видов деревьев: орех маньчжурский, груша уссурийская, бархат амурский, лесная яблоня, занесенная в Красную книгу РТ, и другие.
Но если кедровый парк и дендрарий стараются опекать организации, на территориях которых они находятся, то «Швейцарии», «Дубкам» и карьерному оврагу повезло меньше. Вокруг последнего обосновался дачный поселок, жильцы которого выбрасывают мусор прямо в уникальный овраг. Между тем, здесь обитает множество певчих птиц, в том числе, занесенных в Красную книгу РТ.
Нина Усанова, ведущий специалист отдела охраны растительного, животного мира и заповедного дела Минэкологии РТ:
— Массив «Дубки» — остатки естественных пойменных дубрав. Историки говорят, что это еще и Екатерининская аллея, где специально посадили 33 дуба, чтобы через аллею проехала карета императрицы, но торжественное событие так и не свершилось. Этим деревьям под 300 лет. Они выжили и тогда, когда после войны Сталин давал на этой территории вернувшимся с фронта офицерам по 50 соток земли. Угроза над дубравой снова нависла с началом строительства девятиэтажки. К счастью, процесс строительства остановили экологи, и массив объявили памятником природы. Что касается «Швейцарии», то есть все основания серьезно опасаться за ее сохранность в связи со строительством дороги и близостью трассы.
Эльвира Исаева, член Службы охраны природы КГУ:
— Строительство не затрагивает саму «Швейцарию», но проходит буквально по периметру. Если суммировать шумовое и другие виды воздействий, то урон получается немалый. Дорога изменит существующий биоценоз. Например, грязь и выхлопы послужат причиной исчезновения типичных видов растительности. «Швейцария» — это несколько расположенных в ряд холмов, где растут таежные и степные растения: ковыль волосатик, люцерна серповидная, полынь австрийская, типчак. Весной зацветают мать-и-мачеха, ветреница, хохлатка. В «Швейцарии» бьют несколько родников. Служба охраны природы КГУ не раз направляла в экологические ведомства письма с просьбой помочь зеленому уголку, например, обязать землепользователя выполнять свои обязанности: организовать очистку территории от бытового и строительного мусора, обеспечить своевременный вывоз мусорного контейнера, обустроить несколько стоянок для отдыхающих и разместить информационные аншлаги.
Есть в Казани еще один зеленый оазис, который очень нуждается в защите, но, к сожалению, не входит в состав ООПТ — Городской детский эколого-биологический центр (бывшего центра юннатов). Здесь растут экзотические растения: подушковидные ели, золотистые туи, можжевельник «Голубая звезда» и другие. Что касается татарстанских ООПТ, то их количество пока не дотягивает до необходимых трех процентов. Пока они составляют только 2,2\%. Но, возможно, вскоре в республике появится два новых заказника: «Берсут» и «Кулягаш». Кстати, Волжско-Камский национальный заповедник недавно стал третьим в России, которому ЮНЕСКО присвоило звание биосферного резервата. Это высшая международная категория особо охраняемых природных территорий после заказников, заповедников и национальных парков. Главное их отличие в большей открытости для людей. Помимо научных исследований здесь еще и охотно принимают туристов.
Индира Томаева:
— На территории РТ 150 ООПТ, общей площадью133,6 тысяч га, расположенных в сорока районах республики, — Из них 147 — татарстанских, в том числе 24 госзаказника. Самый большой заказник в Татарстане «Спасский», площадью почти 18 000 га, а самый маленький — «Ашит» в Атнинском районе, площадью 12 000 га, находящийся в пойме Казанки. От идеи преобразования заказника «Свияжский» в природный парк, чтобы его могли посещать туристы, Минэкологии РТ отказалось. Недавно изменился закон об особо охраняемых природных территориях, и все природные парки регионов перешли в федеральную собственность. Так что если «Свияжский» объявят парком, то он автоматически перейдет под контроль РФ.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: