Новости
06 Октября 2006, 15:15

Мир без песен — неинтересен

2006 год объявлен в Татарстане «Годом литературы и искусства». Такое решение принято неслучайно. Это год юбилея Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля и других выдающихся деятелей литературы и искусства республики. О том, как проходит этот «Год…», рассказывает известный казанский писатель и критик, лауреат престижных литературных премий Рафаэль Мустафин.

Как известно, Рафаэль Мустафин внес в исследование творчества и жизненного пути, в пропаганду литературного наследия Мусы Джалиля огромный вклад. По сути, этому он посвятил всю свою жизнь. Общий тираж его книг о поэте-герое «По следам оборванной песни», «Муса Джалиль», «Рассказы о маленьком Мусе», «Красная ромашка» и др. превысил, пожалуй, миллион экземпляров. Его книги переведены на многие языки. Рафаэль Мустафин прошел по следам поэта от волховских болот до берлинской тюрьмы Плетцензее, где на фашистской гильотине оборвалась жизнь Мусы Джалиля. Рафаэль Мустафин — лауреат республиканской премии им. М. Джалиля, Государственной премии им. Г. Тукая, заслуженный работник культуры Республики Татарстан, действительный член Петровской академии науки и культуры, автор около сорока книг и многих сотен литературно-критических статей.

— Рафаэль Ахметович, что лично для Вас означает «Год литературы и искусства»?

— Прежде всего хочу отметить, что «Год литературы и искусства» объявлен в республике сразу после года тысячелетия Казани. Между этими двумя событиями мне видится глубокая корневая связь. Историю Казани невозможно представить без ее духовного наследия — литературы, музыки, изобразительного искусства. А с другой стороны — сам феномен татарской культуры в ее современном виде стал возможен только благодаря тому, что у татар есть своя столица, свой исторически сложившийся культурный центр. Поэтому провозглашение 2006 года «Годом литературы и искусства» — это событие исторической важности прежде всего на нашем культурном пространстве. Что же касается моего отношения к этому весьма значительному событию, то оно может быть только положительным. Как выразился замечательный русский поэт Леонид Мартынов, мир без песен — неинтересен. Исчезни сегодня художественная литература, песни, стихи, живопись, — и мир сразу потускнеет, потеряет свою прелесть и загадочность, а главное — одухотворенность.

— Раз уж Вы заговорили о собственном культурном пространстве нации, скажите, в чем Вы видите его предназначение? И каковы его особенности?

— Хочу опять начать с тысячелетия Казани. Город к этой дате неузнаваемо преобразился. Это не может не радовать. Но для того, чтобы и дальше существовала татарская нация, сохранился народ, его язык, обычаи и идущие из глубины веков традиции, необходима именно художественная культура, нужны нетленные духовные ценности. Такие, например, как балет «Сказание о Йусуфе», создатели которого были недавно удостоены Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 2005 года. Без книг и песен, спектаклей и живописных полотен нет национальной культуры. А значит, нет и нации. Что же касается особенностей нашего культурного пространства, то мне оно видится максимально открытым, восприимчивым к достижениям русской культуры и всей мировой цивилизации. Еще одна характерная особенность — повышенная толерантность — взаимное доверие, уважение к людям другой нации или конфессии. Это полное взаимопонимание и готовность к сотрудничеству. В Татарстане веками бок о бок проживают татары и русские, мусульмане и христиане. Это добрососедство привело со временем к симбиозу двух культур, тесному переплетению восточных и западных традиций. И в воспитании существующей у нас толерантности немалую роль сыграли именно литература и искусство.

— Какие события нынешнего года — «Года литературы и искусства» запомнились Вам больше всего?

— Таких событий множество. Выделю среди них два, которые представляются мне наиболее важными и значительными. Первое — это уже упоминавшееся награждение в Москве, в Кремле, создателей балета «Сказание о Йусуфе», среди которых и автор либретто балета, народный поэт Татарстана Ренат Харис. Напомню, что последний раз награждение деятелей татарской культуры столь высокой Государственной наградой состоялось ровно полвека тому назад, когда Ленинской премии за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь» был удостоен поэт-герой Муса Джалиль (посмертно). И второе событие — присуждение Государственной премии Республики Татарстан имени Г. Тукая сразу семи претендентам. Это писатели Рабит Батулла, Равиль Бухараев, Марсель Галеев и я — Рафаэль Мустафин, композитор Луиза Батыр-Булгари, художники Николай Индюхов и Фир
инат Халиков. Такое число награжденных объясняется тем, что татарская литература и искусство и в самом деле имеют немало серьезных достижений. И это лишь признание того факта, что «Год литературы и искусства» республика встречает с заметными успехами в области культуры.

— Так совпало, что именно на этот год приходится немало больших юбилеев деятелей литературы и искусства.

— Да, юбилеев много. В Союзе писателей Татарстана подсчитали, что на 2006 год приходится около ста писательских юбилеев — больших и маленьких. Самые значительные из них — 120 лет со дня рождения классика татарской литературы Габдуллы Тукая, 100 лет со дня рождения Мусы Джалиля и 100 лет со дня создания татарского профессионального театра. Обилие юбилейных дат говорит о богатстве татарской литературы выдающимися талантами, о глубинных и благодатных традициях.

— Традиции требуют постоянного обновления. Не могли бы Вы назвать те новые черты, которыми обогатилась татарская литература за последние 15 — 20 лет?

— Прежде всего я бы назвал возвращение тех классических произведений, которые по тем или иным причинам были под запретом в советские годы. Большую роль сыграло изменение отношения к религии. Вся многовековая татарская литература проникнута духом ислама. Не учитывая этого, невозможно ни верно понять, ни оценить прошлое классическое наследие. С началом перестройки стали появляться произведения, в которых чувствуется это новое отношение к религии и ее роли в нравственном самосознании народа. Не меньшее значение имело и снятие цензурных рогаток. Правда, иные писатели поначалу были в растерянности: появилось желание потрафить вкусам нетребовательного читателя, сыграть на прежде запретных темах. Этим объясняется появление так называемой «чернухи». Однако в целом свобода печати пошла, конечно, во благо. В эти годы старшее поколение писателей ушло из жизни. Молодое же поколение не сразу смогло заполнить освободившиеся «вакансии». Произошел кризис смены поколений. Он усугубился и тем, что в последние годы происходит заметное сужение нашего культурного пространства. Многие татарские читатели переходят на чтение книг на русском языке, а чаще всего вообще пренебрегают книгой. В результате тиражи татарских книг сократились за эти годы на порядок, то есть раз в десять. Изменения, таким образом, происходят как в положительную, так и в отрицательную стороны.

— В апреле 2006 года в составе татарстанской делегации Вы были в Германии. Каковы Ваши впечатления от поездки?

— Когда я увидел на улицах Берлина афиши с портретом Джалиля и сообщением о вечере поэта, я подумал: мог ли узник Моабитской тюрьмы, томящийся в ожидании смертной казни, представить себе, что стихи его будут издаваться и переиздаваться на немецком языке? Что о нем в Германии будет снят полнометражный художественный фильм «Красная ромашка»? Наконец, что здесь, в Берлине, пройдут торжественные вечера, посвященные его памяти, и немецкие писатели, ученые и общественные деятели будут говорить о его роли в антифашистской борьбе и с уважением цитировать его стихи? Но, пожалуй, особенно сильное впечатление произвело посещение тюрьмы Плетцензее, где поэту отрубили голову. Мы возложили цветы на месте казни поэта. С нами была и дочь поэта Чулпан. Она долго и молча стояла на этом проклятом Богом месте наедине со своими чувствами.

— Известно, что юбилей Габдуллы Тукая прошел с не меньшим, если не большим, размахом.

— Совершенно верно. Дело в том, что имя Тукая для татар имеет особое, ни с чем не сравнимое значение. Это не просто один из классиков. Это, как выражаются у татар, — иман, то есть совесть татарского народа, воплощение его верований, надежд и чаяний. Вот почему все самое лучшее, наиболее значительное называют его именем. Главная площадь столицы — площадь Тукая. Главная Государственная премия республики — Тукаевская. Его имя носит Татарская филармония, клуб писателей республики, одна из улиц города и многие другие объекты.

— Какими новыми произведениями в этот год порадовали своих читателей татарские писатели?

— Прежде всего я бы назвал выход многотомных собраний сочинений самых значительных татарских поэтов современности — Равиля Файзуллина и Рената Хариса. Прежде такой чести удостаивались только классики, да и то не все. Т еперь читатели могут получить наиболее полное представление не только об их стихах и поэмах, но и о публицистических выступлениях, литературно-критических статьях, оперных и балетных либретто и др.

Журнал «Казан утлары» напечатал роман сравнительно молодого прозаика Марата Амирханова «Слова священные Корана». Писатель, обращаясь к многократно освещенной теме прошедшей войны, сумел найти свой угол зрения, свой нестандартный подход. В советские времена такой роман вряд ли мог появиться на свет. При всей документальности, произведение привлекает точностью деталей и верностью жизненной правде.

Другое крупное произведение, увидевшее свет в том же журнале, — это третья часть трилогии Фуата Садриева «Счастье обделенных». Произведение привлекает глубиной социального анализа, всесторонним охватом современной действительности.

Радует то, что появляются молодые таланты, особенно в области поэзии. Правда, как ни странно, в поэзию сейчас идут в основном представительницы прекрасного пола.

— Видимо, в «Год литературы и искусства» яснее вырисовались и какие-то нерешенные проблемы?

— Таких проблем немало. Меня, например, глубоко волнует падение тиражей татарских книг. А это объясняется падением спроса. Даже книги признанных классиков, например Гаяза Исхаки, могут годами лежать на книжных полках магазинов, не находя своих читателей. Да и самих книжных магазинов с каждым годом становится все меньше и меньше. Есть и еще более серьезная проблема. Может, это простое совпадение, но так уж получилось, что именно в «Год литературы и искусства» вдруг заговорили о прекращении финансирования творческих организаций из госбюджета. Если такое решение будет принято, то на практике это означает ликвидацию как Союза писателей республики, так и союзов композиторов, художников и др. А это значит, что вся творческая деятельность будет пущена на самотек.

Я думаю, жизнь сама подскажет, как решить эти действительно серьезные проблемы. Спасибо, Рафаэль Ахметович, за содержательную беседу. Позвольте, пользуясь случаем, поздравить Вас с 75-летием и пожелать Вам новых творческих успехов!

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: