Сегодня в Казани насчитывается около 250 водоемов. Самое большое количество озер приходится на Ново-Савиновский район — около 75 водных объектов, Советский — более 40, и Приволжский — более 30 озер.
Вспышка холеры, пять лет назад зарегистрированная в Казани, решила судьбу казанских водоемов — чиновники решили ликвидировать потенциальные источники заражения, то есть засыпать часть казанских озер по примеру озера в микрорайоне Азино, куда попали вибрионы холеры из прорвавшегося канализационного коллектора.
Но полная или частичная засыпка за последние пять лет множества малых казанских озер — а за последний год их было засыпано более десяти — на Амирхана, 51 и 38, напротив Энергоуниверситета, на перекрестке улиц Меридианная, Четаева, Серова, на Танковом кольце и так далее — связано не только с этим решением. Большинство водоемов, по словам специалистов, засыпается незаконно.
Нафиса Мингазова, профессор кафедры прикладной экологии экологического факультета КГУ:
— Сложность происходящей ситуации в том, что многие малые озера не отмечены на карте города, поэтому их продают, как обычную землю под постройки. Чтобы этого избежать, требуется провести инвентаризацию, составить водный кадастр и паспорт для каждого водного объекта, включить озера в генплан города. А некоторые необходимо объявить памятниками природы.
В прошлом году ЗАО «Стройальянс» приступило к осушению Марьиного озера на улице Бондаренко возле здания администрации Ново-Савиновского района под многоэтажный жилой дом, но управление Росприроднадзора по РТ остановило засыпку.
Лилия Гайнутдинова, заместитель руководителя Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РТ:
— Работы велись без обязательного заключения экологической экспертизы. К сожалению, часть водоема все же успели засыпать. На месте озера на улице Серова теперь стоянка. Вместо озера на Амирхана, 51, несмотря на протесты местных жителей, вырос дом. Недавно под строительство дороги была засыпана протока Казанки, а вместе с ней и сотни растений, занесенных в Красную книгу. И снова без заключения экологической экспертизы.
Нафиса Мингазова:
— Практически полностью застроена водоохранная зона Казанки, причем до уреза воды, что запрещено законом. Существует 35-метровая зона, которую категорически нельзя застраивать, и 300-метровая водоохранная зона, которую нельзя загрязнять.
Между тем экологи говорят о том, что засыпка болот влечет за собой немало негативных последствий, например, подтопление близлежащих жилых массивов. Такие случаи уже есть — придавленная толщей насыпи вода заполнила подвалы домов по улице Мусина после постройки парка Победы. Откачивать эту воду бесполезно — на территории Ново-Савиновского района протекают подземные реки, в некоторых местах они выходят на поверхность. Избежать подтоплений можно, если в проекте предусмотреть ливневые канализации.
Каждое озеро — уникальная биосистема. Например, на территории парка Победы, по данным специалистов, на одном квадратном метре обитало 30−35 видов представителей животного мира. Сейчас этот показатель уменьшился в пять раз. Марьино озеро — остаток водно-болотного комплекса в пойме реки Казанки на месте бывшего Кизического болота. В центре его глубина достигала трех метров, но когда песок от начавшейся засыпки разошелся по всему водоему, озеро обмелело. Также частично засыпаны уникальные по биоразнообразию территории за роддомом № 1 и городской поликлиникой № 7. Озеро на улице Чуйкова местные жители и экологи отстаивали 12 лет, сейчас в нем благополучно живут ондатры, плавают утки.
Экологи прогнозируют, что после засыпки такого количества водоемов в городе может измениться атмосфера, в первую очередь, уменьшится ее влажность. Несмотря на то, что рядом находится Куйбышевское водохранилище, роза ветров расположена так, что ветер дует не с водохранилища, неся в город влагу, а наоборот. Стоит отметить, что за последние сорок лет с территории республики исчезло почти 1000 озер. Те, что остались, заиливаются и зарастают травой или находятся под угрозой затопления водами Куйбышевского водохранилища в случае поднятия его уровня, третьи могут пересохнуть из-за активной человеческой деятельности. Такой вывод сделали специалисты Института экологии и природных систем Академии наук РТ, подведя итоги инвентаризации татарстанских озер. Последний раз их исследовали и пересчитывали в 50-ых годах прошлого века. Тогда ученые насчитали чуть меньше 10 000 озер. Только в прошлом году специалисты решили обновить данные. Выяснилось, что озер в Татарстане осталось около 8000. По берегам водораздельных озер строят детские лагеря, базы отдыха и садоводческие товарищества, сгоняют домашний скот на водопой. Озера оказываются жертвами распашки земель, которая ведется к ним вплотную — в результате вместе с дождевыми потоками в озера смывается слой почвы, и они заиливаются. Неудивительно, что при таком активном использовании количество озер резко уменьшается.
Лариса Маликова, научный сотрудник лаборатории малых рек Института экологии и природных систем:
— Водораздельные озера исчезают довольно быстро еще и потому, что 80\% из них имеют очень маленькую площадь — меньше 0,5 га. В основном, это 0,1 и 0,2 га. Есть и 0,06 га. Большая их часть находится на территории Алексеевского, Агрызского районов, где почти нет рек, а те, которые есть, периодически пересыхают.
Самое глубокое озеро в Татарстане — Акташский провал в Альметьевском районе, его глубина 24 метра. Существует легенда, что оно образовалось за одну ночь в результате провала карстовых пород. А вот измерить глубину одного из цепочки Голубых озер — Большой пучины — так и не удалось. Когда лот опускался ниже 20 метров, его выбрасывало на поверхность из-за сильного бурления воды.
Для Татарстана исчезновение озер также чревато изменением климата — уменьшением влажности и опустыниванием, которое уже фиксируют экологи в южных районах республики. Поэтому, пока не поздно, нужно постараться сберечь то, что еще осталось.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: