Бизнес начинается с защиты бренда
К сожалению, эти нормы в России не работают. И, несмотря на то, что «Закон об обществах с ограниченной ответственностью» предполагает, что юридическое лицо обязано иметь название предприятия в сокращенной или полной форме на русском и других языках, реализовать право на одно наименование очень сложно. На сегодня в налоговой инспекции одного города существует множество одноименных компаний, и зарегистрировать фирму под аналогичныим названием очень просто.
Григорий Бусарев, генеральный директор авторского агентства «АртПатентъ», патентный поверенный РФ:
— Надо отметить, что товарным знаком могут быть такие обозначения, как словесные,
Чтобы защитить себя от посягательств со стороны возможных фирм-двойников, необходимо получить исключительное право на товарный знак. Это понятие подразумевает под собой возможность пользоваться данным знаком самому, а также запрещать его использование другим лицам. Такое право может получить как юридическое, так и физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Но для этого необходимо зарегистрировать свою торговую марку.
Процедура регистрации включает в себя прохождение экспертизы в Патентном Ведомстве РФ с последующим вынесением решения, и если таковое принимается в пользу подавшего заявку, выдается свидетельство, удостоверяющее приоритет и исключительное право владельца в отношении товаров, указанных в выданном свидетельстве. Срок действия регистрации ограничивается десятью годами, но с возможностью продления на каждые последующие 10 лет. Таким образом, можно получить право на товарный знак на неограниченное количество времени, если не забывать вовремя его продлевать. В противном случае можно потерять свою торговую марку. Процедура регистрации товарного знака в Патентном ведомстве РФ включает в себя несколько этапов.
Григорий Бусарев:
— Это, прежде всего, предварительная оценка охраноспособности товарного знака — экспертиза соответствия обозначения требованиям ст. 6 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров». Дальше следует проверка новизны обозначения среди зарегистрированных и уже поданных на регистрацию товарных знаков. Эта экспертиза проходит после определения классов МКТУ. В случае положительного результата анализа, знак можно подавать на регистрацию.
МКТУ — международная классификация товаров и услуг, предназначенная для регистрации товарных знаков. Согласно МКТУ все товары и услуги по признаку однородности разбиты на 45 классов: 1−34 класс товары, 34−35 — услуги.
Можно защитить конкретные наименования товаров и услуг или охватить сразу несколько классов, включающих в себя основные и смежные отрасли. Стоит отметить, что есть возможность защититься по всем 45 классам.
«Птичка пеночка-зарничка» — это «Птичье молоко»
С проблемой перерегистрации торговых брендов столкнулись многие фирмы. Зачастую вопрос сохранения того или иного названия за конкретными лицами зависит от того, кто раньше подаст заявку в Патентное ведомство РФ и получит исключительное право на использование торговой марки. Ярким примером может послужить ситуация, в которой оказалось ЗАО КФ «Заря».
Елена Дударева, менеджер по маркетингу ЗАО КФ «Заря»:
— Владельцами таких известных и всеми любимых брендов, как «Птичье молоко», «Мишка косолапый», «Красная шапочка», «Мишка на Севере», «Кара-Кум», «Маска», «Сказка», «Ивушка», «Маугли», «Барбарис», «Лакомка», «Весна-красна» и др., являются Объединенные кондитеры (ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский», ОАО «Красный Октябрь», ОАО «Рот Фронт»). Данными производителями в 2005 г. было опубликовано предупреждение о недопущении использования им принадлежащих товарных знаков. С того момента началась работа над переименованием и регистра
цией новых названий основных брендов, выпускаемых КФ «Заря», которая включает в себя два этапа проверки (среди зарегистрированных товарных знаков и заявленных обозначений в базе данных ФИПС) и получение самого свидетельства о регистрации.
Первоочередной задачей было переименование конфет «Птичье молоко», правообладателем названия которых является ОАО «Рот Фронт». После всех проверок было выбрано название «Птичка пеночка-зарничка». В мае 2006 года КФ «Заря» получило свидетельство о регистрации данного названия.
За первые шесть месяцев 2006 года расходы КФ «Заря», связанные с регистрацией новых названий, составили порядка 600 000 рублей, и это еще только начало. К концу года фабрика планирует запатентовать названия ведущих брендов с новыми обозначениями и оригинальными дизайнерскими решениями упаковки, что опять-таки принесет новые расходы компании. А между тем, свободных названий становится все меньше и меньше, а число желающих ими воспользоваться только увеличивается.
В данном случае есть еще один нюанс. Существует множество случаев, когда имя собственное, такое, как например «Птичье молоко» или «Ксерокс», превращается со временем в нарицательное. В таком случае закон не дает возможности одному лицу присвоить себе исключительное право на его использование. Поэтому вопрос правообладания Объединенными кондитерами многими брендами до сих пор остается открытым.
Раньше владельцы фирм и предприятий не всегда заботились о регистрации названий, но уже в ближайшем будущем ее отсутствие может привести к большим убыткам. Связано это, во-первых, с принятием нового закона о защите конкуренции, а во-вторых, с тем, что ко второму чтению поправок в КоАП РФ (Кодекс об административных нарушениях РФ) ФАС готовит предложение о введении штрафов за нарушения в области товарных знаков.
Зарема Каримова, главный специалист Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ:
— На сегодня в Казани нарушений в данной области может быть много, но нами они рассматриваются лишь при наличии заявления в ФАС. А таковых поступает мало, что связано, скорее всего, с недостаточной просвещенностью граждан в этом вопросе.
Возьмем пример, когда фирма заимствует уже известное имя. Если есть разница в организационно-правовой форме, название будет зарегистрировано. И если в дальнейшем выясняется, что обе компании конкурируют между собой на рынке, и первая фактически паразитирует на известности второй, этот случай рассматривается как недобросовестная конкуренция.
К сожалению, Управление ФАС — единственное на весь Татарстан, и нет никаких организаций, которые могли бы выявлять нарушения подобного рода. Кроме того, мы рассматриваем не просто использование интеллектуальной собственности, а тот случай, когда затронуты интересы одной из сторон в рамках недобросовестной конкуренции.
Нередки случаи, когда компания создает бренд, не регистрируя его, и спустя какое-то время появляется другая организация, которая восполняет данный пробел и начинает требовать от фактического правовладельца либо заключить лицензионный договор, либо прекратить использовать товарный знак. Этот случай рассматривается как незаконное приобретение и использование результатов интеллектуальной собственности.
Зачастую фирмы страдают от фактического незнания закона, и если возникают те или иные нарушения в области интеллектуальной собственности, как правило, не знают, в какое ведомство обратиться за юридической помощью. Эксперты отмечают, что проблема заключается не столько в невозможности решения самого вопроса, сколько в отсутствии элементарных знаний российского законодательства.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: