Как отметила генеральный директор Национального музея РТ Гульчачак Назипова на пресс-конференции в агентстве «Интерфакс-Поволжье», республике везет на музеи, а столица Татарстана постепенно становится музейной «Меккой».
На сегодняшний день в республике функционирует более 100 музеев, причем 13 из них имеют статус республиканских, 87 находятся в муниципальной собственности. Кроме того, при предприятиях, школах и других организациях функционирует около 400 общественных музеев. В канун празднования 1000-летия Казани город обзавелся новыми музеями, в том числе и первым в России филиалом Государственного Эрмитажа — выставочным центром «Эрмитаж-Казань». Поэтому неслучайно именно столица Татарстана была выбрана местом проведения очередного двенадцатого заседания Международного консультативного совета Государственного Эрмитажа. Выездное заседание прошло в Казани 25−28 августа.
Международный консультативный совет (МСК) был основан общими усилиями Эрмитажа и ЮНЕСКО в 1994 году в целях поддержки программ развития музея. В состав Консультативного Совета входят главы крупнейших музеев мира, специалисты и эксперты в области искусства и музееведения. Председатель МКС — директор Британского музея (Лондон) Нейл Мак Грегор. Членами Совета являются директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, президент-директор Лувра Анри Луарет (Париж), директор галереи Уффици Аннамария Петриоли Тофани (Флоренция), директор Рийксмузея Рональд де Лео (Амстердам), директор галереи Медоуз Эдмунд П. Пиллсбери (Даллас), директор Баварского Национального Собрания живописи Рейнхолд Баумштарк (Мюнхен), Почетный генеральный администратор Совета Национальных музеев Франции Ирен Бизо (Париж), директор Музея изобразительного искусства Анна Д’Арнонкур (Филадельфия). Также в состав совета входят Мунир Бушнаки, генеральный директор ИКРКОМ (ICCROM —межправительственная организация по сохранению культурного наследия), и Франсуаз Ривье — заместитель генерального директора ЮНЕСКО по культуре. За годы своего существования МКС оказал Эрмитажу помощь в разработке и внедрения стратегии компьютеризации музейных коллекций, способствовал укреплению международного сотрудничества в области научных исследований, связей с общественностью, содействовал развитию международной торговли музейной продукцией и т.д.
Казань стала вторым городом после Санкт-Петербурга, принимающим представителей мирового музейного сообщества. Вопросы, которые члены Международного консультативного совета обсуждали на закрытом заседании, касались хода реставрационных работ в Эрмитаже, научной деятельности музея, планов его дальнейшего развития, в том числе создания новых коллекций современного искусства XX—XXI вв. и открытия нового здания музея в Восточном крыле Главного штаба в Петербурге.
Результаты обсуждения членами Международного консультативного совета актуальной проблемы сохранности и безопасности музейных коллекций не были доведены до широкой общественности. Выступая на пресс-конференции, председатель Совета Нейл Мак Грегор сказал, что с проблемой кражи музейных ценностей рано или поздно сталкиваются все музеи, корректно заметив, что директор Эрмитажа Михаил Пиотровский предпринял все возможные шаги в решении этой проблемы.
Между тем, согласно статистике Россия наряду с Италией и Францией входит в тройку лидеров стран, наиболее подверженных кражам произведений искусства. По данным Интерпола, в 2004 году из французских коллекций и храмов было похищено 5543 предмета, из российских — 1885. Полиция обнаруживает лишь одну из 10 похищенных картин. В международном масштабе главными базами данных о ценностях, похищенных из музеев и частных коллекций, является Art Loss Registry и Trace. На их основании ведет свою статистику и рассылает по миру ориентировки Интерпол. «Черный» рынок произведений искусства занимает 4-е место в списке наиболее прибыльных сфер преступной деятельности после торговли наркотиками, оружием и отмывания денег. По оценкам ФБР, его годовой оборот составляет порядка $ 5 млрд. По некоторым оценкам, в розыске сейчас находится около 500 работ Пикассо, 250 — Шагала, более 200 — Ренуара, сотни творений Дали и десятки картин Ван Гога.
Крупнейшие кражи из музеев мира Самым известным преступлением XX века, связанным с произведениями живописи, часто называют кражу знаменитой «Моны Лизы в 1911 году. Годом раньше директор Лувра Теофиль Омоль (вскоре после кражи ушедший в отставку) заявлял, что покушение на «Мону Лизу» так же вероятно, как попытка похитить колокола собора Парижской Богоматери. Картина была найдена в 1913 году, когда похититель попытался продать ее торговцу антиквариатом. Крупнейшей по масштабам похищенного кражей картин в XX веке ФБР называет налет в 1990 году на бостонский музей Изабеллы Сьюарт Гарднер: были украдены 13 картин общей стоимостью $ 300 млн., в том числе работы Вермеера, Рембрандта, Дега, а также ценнейшая китайская чаша, датируемая 1200 годом до н.э. Ни одно из похищенных произведений искусства до сих пор не обнаружено. Ровно через год из Музея Ван Гога в Амстердаме было похищено 20 картин общей стоимостью $ 500 млн. Однако уже через 35 минут они были обнаружены в машине, брошенной неподалеку от музея. Оба ограбления занесены в Книгу рекордов Гиннеса. «Кражей миллениума» было названо ограбление Национального музея в Стокгольме, совершенное в 2000 году. Угрожая охранникам оружием, трое неизвестных похитили автопортрет Рембрандта и два полотна Ренуара. Их стоимость оценивается в $ 20−30 млн. Воры были задержаны через несколько дней после того, как предложили вернуть похищенные картины за крупный выкуп. Крупнейшие кражи из музеев России В марте 1997 года из Вологодского музея-заповедника украдена картина Ивана Айвазовского «Ниагарский водопад». В июле того же года похитители задержаны при попытке продать картину. В апреле 1999 года в результате вооруженного налета из Русского музея были украдены произведения Василия Перова. Страховая стоимость похищенного составила $ 1,2 млн. Картины обнаружили в январе 2000 года в одной из камер хранения на Варшавском вокзале. В декабре 1999 года из музея Российской академии художеств вынесли 16 картин русских художников XVIII—XIX вв. (в том числе Крамского, Репина, Шишкина). Общая стоимость полотен составила $ 1, 1 млн. Спустя три дня похититель был задержан, картины возвращены музею. В мае 2002 года из музея Морского корпуса Петра Великого украдены картины художников-маринистов. Стоимость полотен составила $190 тыс. В июле картины найдены, похитителем оказался курсант Военно-морского института, на территории которого расположен музей. В августе 2004 года в городе Плес Ивановской области из Музея пейзажа похитили полотно Ивана Шишкина. В ноябре 2005 года неизвестный принес картину во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр для установления подлинности. Картина была конфискована и возвращена музею. (информация предоставлена агентством «Интерфакс-Поволжье») | ||
Представители казанских музеев, в отличие от своих европейских коллег, готовы открыто обсуждать проблему сохранения музейных фондов. Так, директора двух крупнейших музеев республики — Национального и Государственного музея изобразительных искусств — приняли участие в пресс-конференции, организованной агентством «Интерфакс-Поволжье». Присоединяясь к заявлению Президиума Союза музеев России от 15 августа 2006 года, казанские музейщики отметили, что трагический инцидент в крупнейшем музее мира это прежде всего повод для дискредитации всего музейного сообщества.
Альфия Тутаева, директор Государственного музея изобразительных искусств РТ:
— Как важно и как нужно, чтобы люди, работающие в музее, были по-настоящему преданы этому делу. В музее работают сумасшедшие люди, я вас уверяю. Люди, которые за крайне низкую заработную плату истово служат своему делу. Дмитрий Сергеевич Лихачев называл их «последними святыми на Руси» — так оно и есть.
Однако в любом деле, отмечает Альфия Тутаева, существует так называемый «человеческий фактор», исключить который практически невозможно. Даже несмотря на серьезную систему охраны. А она в музеях республики существует по трем позициям: по периметру здания, внутренняя охрана, видеонаблюдение. Кроме того, в каждом музейном зале находятся смотрители. Что касается фондовых коллекций, то и здесь работа налажена — идут постоянные сверки, регистрации. Но коллекции музеев республики многомиллионные, а работников не хватает.
О нехватке музейных кадров, особенно в сельских районах республики говорила на пресс- конференции и генеральный директор Национального музея РТ Гульчачак Назипова. Впрочем, есть у головной структуры государственных музеев республики и повод для радости — начинается строительство нового современного здания фондохранилища.
Гульчачак Назипова:
— Это поможет не только сохранить, но и максимально показать музейные фонды. Я недавно участвовала в работе Совета музеев России, нам показывали новые фонды Эрмитажа, так что теперь я знаю, к чему мы должны стремиться. Надеюсь, что мы сможем в Татарстане построить фондохранилище с использованием новейших достижений техники, что позволит свести к нулю «человеческий фактор».
К слову, на сегодняшний день фондохранилища, отвечающего всем современным музейным требованиям, в республике нет. Строительство будет финансировать правительство РТ. Планируется, что здание Национальный музей получит через 5 лет.
Крайне отрицательно директор Национального музея РТ относится к передаче контроля за целостностью и сохранностью музейного фонда страны правоохранительным органам. Это недопустимо и с точки зрения инструкций, регламентирующих музейное дело по всей России. Гульчачак Назипова убеждена, что правоохранительные органы могут только помочь в деле сохранности музейных ценностей, они должны привлекаться к расследованию в чрезвычайных ситуациях. Сохранность фондов — это дело музея.
Находясь в столице Татарстана, члены Международного консультативного совета интересовались опытом Эрмитажа в создании выставочного центра в Казани. Председатель Международного консультативного совета, директор Британского музея Нейл Мак Грегор заявил о готовности крупнейших музеев мира представить свои коллекции в выставочном центре «Эрмитаж-Казань». Вопрос о музейном сотрудничестве не раз поднимался в ходе визита. Так, по словам Альфии Тутаевой, директор Лувра Анри Луарет обратил внимание на казанскую коллекцию картин Николая Фешина, а экс-директор Галереи Уффици Аннамария Петриоли Тофани заинтересовалась западноевропейской коллекцией Государственного музея изобразительных искусств РТ. Кроме того, Анри Луарет выступил с инициативой провести в Казани выставку «Лувр-Эрмитаж-Казань-исламика». Конкретные решения о сотрудничестве с мировыми музеями еще не приняты, однако можно с уверенностью заявить, что Казань вошла в мировую музейную семью.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: