Налоговая прибыль в миллионы долларов, тысячи рабочих мест и перспективы стать центром российского автомобилестроения — первый резидент особой экономической зоны «Алабуга», компания «Северсталь-авто», намерена ¾ нового модельного ряда автомобилей производить в Республике Татарстан.
Напомним, что официальную заявку на участие в ОЭЗ «Алабуга» с целью организации производства лёгких грузовиков Fiat Ducato, ОАО «Северсталь-авто» подала в конце июля. Этому событию предшествовала долгая работа. В частности, власти республики, желая получить «якорного» резидента «Алабуги», внесли в качестве вклада в создание инфраструктуры ОЭЗ недостроенный корпус № 601 площадью 20 тыс. кв. метров, находящийся ранее в собственности ПО «ЕлАЗ». Когда правовой статус корпуса, который «Северсталь-авто» присмотрела в качестве производственной площадки под Fiat Ducato, определился, компания сделала решающий шаг — за ?10 млн.»приобрела" первый билет в ОЭЗ.
Свидетельство резидента генеральному директору «Северсталь-авто» Вадиму Швецову вручил первый вице-премьер Дмитрий Медведев на заседании российского Правительства 27 июля. А ранее Вадим Швецов и руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Юрий Жданов подписали Соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности на территории ОЭЗ «Алабуга», предусматривающее реализацию на территории особой экономической зоны проекта «Северсталь-авто» по производству в России коммерческого автомобиля Fiat Ducato. Производство Fiat Ducato на территории особой экономической зоны в Елабуге планируется начать в конце 2007 года, проектные производственные мощности нового предприятия составят 75 тыс. автомобилей в год и будут включать полный цикл: сварку, покраску, а также конвейерную сборку авто на мощностях нового завода на территории «Алабуги».
— Важность этого проекта заключается в том, что он служит развитию той стратегии, которую мы выработали по привлечению резидентов в ОЭЗ. Как вы знаете, одно из важнейших направлений нашей работы — размещение на территории «Алабуги» производителей автомобилей и компонентов. Создание в ОЭЗ столь крупного производства послужит мощным толчком создания целого кластера изготовителей автомобильных компонентов, которые будут обслуживать как «Северсталь-авто», так и другие крупные автомобильные компании. Мы находимся в центре условного круга с радиусом 400 км, где расположены все основные производители автомобилей: КАМАЗ, ГАЗ, УАЗ, поэтому логистически выгодно разместить производства автомобильных компонентов именно у нас.
ОЭЗ «Алабуга» (г. Елабуга, Татарстан) создается согласно закону «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», принятому в июле 2005 года. На территории ОЭЗ будут размещаться предприятия автомобилестроения и нефтехимии. Территория ОЭЗ составит 20 кв. км. В ОЭЗ «Алабуга» будет введен режим свободной таможенной зоны, при котором иностранные товары в пределах территории ОЭЗ не облагаются таможенными пошлинами и НДС. Согласно расчетам, объем привлеченных инвестиций резидентами зоны к 2010 году составит более 13 млрд. рублей, будет создано около 4 тыс. новых рабочих мест. Начиная с 2011 года объемы реализации товаров и услуг превысят 39 млрд. рублей в год.
Зоя Каика, директор по внешним связям ОАО «Северсталь-авто», назвала свои причины выбора в качестве площадки ОЭЗ «Алабуга», среди которых в первую очередь также отметила удобное географическое положение, общий уровень промышленного производства в регионе; качество трудовых ресурсов; готовность инфраструктуры принять полномасштабное производство, а самое главное — настроенность на привлечение партнёров для производства автомобильных компонентов. Компания рассчитывает, что проект с компанией Fiat станет первым шагом по использованию инфраструктуры особых экономических зон для дальнейшего развития российского автопрома. Как ранее отмечал Вадим Швецов, «начало производства коммерческих автомобилей Fiat в ОЭЗ „Алабуга“ привлечет производителей компонентов и позволит организовать на территории промышленно-производственных зон новые проекты по выпуску комплектующих мирового уровня».
ОАО «Северсталь-авто» — российская компания, владеющая контрольными пакетами акций ОАО «Ульяновский автомобильный
завод» («УАЗ»), ОАО «Заволжский моторный завод» («ЗМЗ») и ОАО «ЗМА». Северсталь-авто — диверсифицированная машиностроительная компания, которая производит автомобильную технику и компоненты для решения транспортных проблем своих потребителей в коммерческой и личной эксплуатации.
Надо отметить, что проект «Северсталь-авто-Елабуга» — первый прецедент организации лицензионного производства иностранной модели, которая будет изготовляться не только для потребностей России, но и для рынков зарубежных стран. Так, часть машин будет направлена традиционным экспортным потребителям Fiat Group, причём объемы гарантированы лецинзиатором.
Зоя Каика:
— Это хороший пример возможности использования инфраструктуры ОЭЗ для развития экспортноориентированных производств. Тем более что одна из идей закона по созданию ОЭЗ — привлечение инвесторов, которые могли бы на территории ОЭЗ создать плацдарм не только для внутрироссийского потребления, но и для экспансии на экспортные рынки. Наш проект, надеемся, станет успешным первым примером такого рода производства. Надо отметить, что налоговый эффект, который мы просчитали в соответствии с нашим бизнес-планом на семь лет — $ 1 млрд. — принесет значительный вклад в бюджет РТ.
Согласно данным оценки экспертов, объем российского рынка коммерческих автомобилей составляет около 200 тыс. штук в год и в ближайшие три-четыре года ожидается его значительный рост, обусловленный общим развитием экономики, спросом со стороны коммерческих потребителей на более надежную, новую, качественную технику для эксплуатации в коммерческих целях.
По словам Зои Каики, уже сейчас можно наблюдать смещение спроса в сторону нового импорта. В числе потенциальных потребителей компания называет прежде всего предприятия, работающие в сфере розничной торговли, малый и средний бизнес, розничные сети, компании, специализирующиеся на пассажирских перевозках и логистике. Кроме того, Fiat Dukato станет хорошим конкурентным предложением и на рынке обслуживания госпотребностей — автомобили скорой помощи, инкассаторские машины и пр.
Кроме экономической составляющей перспективности проекта, представители «Северсталь-авто» отметили и уровень инвестиционной привлекательности региона, в частности всестороннюю поддержку со стороны региональных администраций и властей. Принимая также во внимание успешный опыт ведения бизнеса в РТ (компания владеет ЗМА в г. Набережные Челны), «Северсталь-авто» связывает с Татарстаном самые долгосрочные планы. Так, ¾ перспективного модельного ряда компания хочет производить на площадках республики. Общий же объем производства в течение ближайших нескольких лет планируется довести до 150 тыс. автомобилей год. Зоя Каика не назвала точный объем инвестиций — он станет известен осенью, когда будут закончены все тендеры на поставку оборудования, — пока же, по предварительным данным, он равен $ 200 млн.
На вопрос о том, кто станет новым резидентом «Алабуги», Тимур Шагивалеев ответил, что пока не может назвать имена, поскольку работа по их привлечению связана джентльменским соглашением о конфиденциальности. Однако на подходе уже есть порядка 5−6 «якорных» резидентов, и руководство ОЭЗ скоро будет свободно их объявить.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: