27 марта — Международный день театра. Решение о праздновании было принято в 1961 году в Вене на Девятом конгрессе Международного института театра (МИТ) при ЮНЕСКО. Деятельность МИТ, согласно уставу направлена на «укрепление мира и дружбы между народами, на расширение творческого сотрудничества всех деятелей мира». Международный день театра отмечается с 1962 года.
Деятели театра служат искусству вдохновенно и бескорыстно. По словам главы Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого, творческий работник является на сегодня «самой незащищенной частью населения». Швыдкой считает необходимым принятие закона или поправок к законам, определяющих правовой и социальный статус творческого работника. Кроме того, в театральном мире существует ряд других, достаточно сложных, а порой неразрешимых проблем.
Сайт ГТРК «Культура» подводя итоги 2005 года, опубликовал десять главных, с точки зрения экспертов, событий, которые изменили нашу жизнь, улучшили культурный климат, навредили ему или оставили все, как есть. В десятку событий вошла и так называемая «театральная реформа». «В прошлом году Госдума приступила к рассмотрению законопроекта, по которому в 2006 году количество государственных театров в стране сократится. Обсуждение законопроекта выявило интересную картину функционирования современного русского театра: его становым хребтом до сих пор остаются коллективы на госдотации, играющие классический репертуар. Будет ли и дальше федеральный бюджет тянуть этот воз? Русский театр, похоже, на перепутье: что лучше — музеефикация или „бродвеизация“ — покажет следующий год».
Грядущую реформу, которой как таковой пока не существует, в театральном сообществе обсуждают уже на протяжении нескольких лет. Основная дискуссия идет по поводу совершенствования юридических, правовых форм деятельности учреждений бюджетной сферы, форм и способов поддержки культуры со стороны государства. Как заявил в феврале 2006 года председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин, «творческая жизнь организаций культуры практически парализована под жестким прессом финансовых служб». Театральная реформа назрела, в этом ни у кого сомнений нет. Союз театральных деятелей РФ настаивает лишь на том, чтобы были учтены специфические условия деятельности учреждений искусства.
Руководители казанских театров единодушны — государственная поддержка театрам просто необходима.
— Общественный строй изменился, а формы, по которым развивается театр, остались те же самые. Это парадоксальная вещь — старого театра нет, а мы делаем вид, что он существует, живем и работаем по инерции. Рассматривать театр в том виде, в каком мы привыкли нельзя. Поэтому необходима реформа, необходим закон о театре. И самое первейшее условие — определить формы его финансирования. Оперные театры — самый дорогой жанр искусства — во всем мире существуют только на дотациях, субсидиях, пожертвованиях. Нам здесь не надо «изобретать велосипед», должно быть устойчивое финансирование учреждения искусства, актеры должны существовать, а не прозябать.
Фарид Бикчантаев, главный режиссер Татарского государственного академического театра им. Г. Камала:
— Говорить о театральной реформе рано, ее пока нет. И будет ли — неизвестно. Вот уже второй год все существует на стадии разработок и прений. Я слежу за этой темой, вот буквально на днях читал интервью с министром культуры Соколовым. Еще никто точно не знает, какими будут изменения, поэтому рано говорить о том, чем обернется реформа для театра.
По мнению директора Казанского академического русского Большого драматического театра им. В. Качалова Григория Первина, сегодня слишком много законов, мешающих театру работать.
— Слишком много контролирующих органов, театр сегодня практически не распоряжается своими заработанными деньгами. Я считаю, что любая реформа должна быть направлена только на улучшение. Пока все последние реформы идут против театра, против работника театра и вообще против
человека. Должны быть приняты законы, гарантирующие нормальную работу учреждениям искусства.
Как отметил главный режиссер Татарского государственного театра кукол «Экият» Ильдус Зиннуров, проблема театральной реформы затрагивалась на съезде Союза театральных деятелей, и совершенно ясно, что выносить окончательное решение должны профессионалы. Те меры, которые планируются, далеки от проблем театрального искусства.
Фанис Мусагитов, директор Татарского государственного театра драмы и комедии им. К. Тинчурина:
— Я считаю, что всегда впереди экономики идет развитие культуры. Говоря о театральной реформе, мы, конечно, имеем в виду поддержку культуры со стороны государства. А проблем у театра сейчас очень много. Нужно помнить, что одна из серьезных функций, целей театра — воспитание. Разумеется, мы можем поставить перед собой чисто коммерческие цели, сделать аншлаговую постановку, начать работать на самоокупаемость. Но тогда мы потеряем очень важную вещь — истинное искусство.
Театр, в отличие, скажем, от кино, не индустрия. Поэтому и окупить сам себя не может. Поэтому объективно нуждается в финансовой поддержке со стороны государства. Однако рынок диктует театру жесткие условия. Может ли театр из храма искусства превратиться в зрелищное предприятие, зарабатывающее деньги, имеющее финансовый успех? Может ли театр стать доходным бизнесом?
По мнению главного режиссера Казанского государственного театра юного зрителя Владимира Чигишева, это исключено, поскольку весь театр в мире существует на дотациях.
— Самоокупаемыми являются Бродвей и Уэст-Энд — улица в Лондоне, где идут все мюзиклы. Может себя окупить совсем маленькая труппа — три бродячих актера, которые сами себе администраторы. Разумеется, театр должен зарабатывать, мы не должны сидеть, сложа руки. Но чтобы это был доходный бизнес, билеты должны стоить, как минимум, 1000 рублей. А театр не настолько популярен, чтобы люди брали билеты по такой цене.
Главный режиссер ТГАТ им. Г. Камала Фарид Бикчантаев полагает, что театр может стать самоокупаемым бизнесом лишь в том случае, если будет изменена вся система вообще. Это реально в Америке, где есть коммерческие театры. В нашей стране существуют репертуарные театры, которые в принципе не могут быть самоокупаемыми. Это определенная театральная школа, которую, по мнению Фарида Бикчантаева, нельзя разрушать.
Ильдус Зиннуров также считает, что театр не может быть абсолютно коммерческим и полностью самоокупаемым. «Из искусства нельзя сделать бизнес. Тогда оно будет жить совершенно по другим законам».
С точкой зрения Ильдуса Зиннурова согласен и директор КАБДТ им. В. Качалова Григорий Первин: «доходным может быть шоу-бизнес, театр — нет».
Роберт Муртазин, директор Казанского татарского театра юного зрителя:
— Без государственной поддержки театр просто умрет. Мы не можем стать самоокупаемыми, не можем вложить свои расходы в стоимость билетов. В нашем театре цена детских билетов составляет 30−40 рублей. Подняв ее в 10 раз, мы просто потеряем зрителя. Театр служит народу и потому нуждается в помощи со стороны государства. Так было и в дореволюционное время, когда театр поддерживался государством и имел помощь со стороны отдельных людей, меценатов.
Действительно, правительства многих государств вкладывают в развитие театрального искусства значительные средства и стимулируют создание дружественного к искусству законодательства. В России пока нет закона о театре, нет закона о меценатстве. Бизнес-структуры не участвуют в активной поддержке театра, поскольку это не выгодно.
Как скоро будут решены проблемы театров? Станет ли 2006 год — год 250-летия учреждения российского государственного театра — временем перемен? Ведь, как отметил Владимир Путин в марте прошлого года на встрече с руководителями старейших российских театров, пришло время «обратить внимание на значение русского театра, придать новый импульс этой части духовной жизни».
В очередной раз вопросы развития театров в условиях административной реформы будут обсуждаться в Москве 15−16 мая в рамках Второго всероссийского форума «Театр — время перемен».
27 марта — в Татарском государственном академическом театре имени Г. Камала состоится торжественный вечер, посвященный Международному дню театра. Часть вечера будет посвящена памяти выдающихся актеров, которые внесли большой вклад в 100-летнюю историю татарского театра. Это заслуженный артист Татарстана Мухтар Мусин, народная артистка Татарстана и России Галия Булатова, народные артистки Татарстана Галия Кайбицкая и Галия Нигматуллина, заслуженная артистка Татарстана и России Шахсенем Асфандиярова. В рамках театрального вечера состоится награждение победителей конкурса «Новая татарская пьеса — 2005». Согласно Положению, в этом году он проводился в двух номинациях: «Лучшая музыкальная пьеса» и «Лучшая комедия». Победителям в обеих номинациях будут вручены премии в размере 100, 75 и 50 тысяч рублей. Также будут подведены итоги открытого конкурса на лучшую эмблему-символ празднования 100-летия татарского театра. Также в Международный день театра в Марселе начнется Международный театральный фестиваль, в котором примет участие Казанский академический русский Большой драматический театр им. В. Качалова со спектаклем «Американская шлюха, или Путешествие по России с папой-алкоголиком», поставленный Александром Славутским по киносценарию Ираклия Квирикадзе. Для качаловцев это уже шестое приглашение на фестиваль. На гастролях в Голландии находится оперная труппа Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля. В рамках гастрольного турне будет представлена последняя премьера этого сезона — опера В.А.Моцарта «Волшебная флейта». В Голландии планируется сыграть около 30 спектаклей. Гастроли продлятся до конца апреля. | ||
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: